Нужны ли электронные системы голосования?
На модерации
Отложенный
Верховный суд Финляндии аннулировал результаты муниципальных выборов 2008 года, проведенных с помощью пилотной системы электронного голосования. Таким образом, решения административного суда Хельсинки и центрального избиркома, утвердивших результаты выборов, несмотря на очевидные проблемы с подсчетом голосов в электронных системах, утратили силу.
Главным итогом окончательного судебного постановления стало то, что все муниципалитеты, использовавшие электронные машины, должны как можно скорее провести повторные выборы, но теперь уже традиционным способом - с бумажными бюллетенями и урнами для голосования.
Суд не счел нужным давать общую оценку надежности (или, если угодно, ненадежности) систем электронного голосования, приведя чисто формальные причины отказа от них: пилотный проект уже закончился, а срок действия закона, санкционировавшего применение машин, истек в декабре 2008 года.
Что же касается отмены результатов выборов, здесь суд руководствовался следующими соображениями. Во-первых, инструкции, полученные избирателями, были некорректными. Во-вторых, интерфейс в машинах голосования оказался дефективным. В результате процедура голосования на основе смарткарт, раздаваемых избирателям, работала не так, как ожидалось. Если человек, проголосовав, вынимал смарткарту до того, как программа завершала необходимую процедуру, то терминал не сообщал о том, что голос не был учтен. А поскольку в системе не предусмотрена выдача подтверждающей бумажной квитанции, избиратели уходили, ошибочно полагая, что их голос зафиксирован как положено.
Если в Финляндии верховные власти пока ограничились рассмотрением частной проблемы, воздержавшись от окончательных решений относительно использования электронных систем голосования, то в Германии и Ирландии пошли дальше. Так, в марте Конституционный суд Германии запретил их использование на том основании, что эта техника не предоставляет избирателю надлежащих возможностей для проверки того, правильно ли учтен его голос.
В Ирландии мотивы полного отказа от электронных систем голосования были несколько иными. Министр Джон Гормли (John Gormley) заявил, что в условиях экономического кризиса и жестких сокращений бюджета сочтено целесообразным свернуть программу внедрения электронных систем голосования. Хотя такие машины для проведения выборов в стране ещё ни разу не использовались, на их приобретение уже потрачен 51 млн. евро. Будущие же затраты грозят стремительно вырасти в связи с необходимостью модернизировать устройства так, чтобы они выдавали бумажные квитанции об учтённом голосе.
Парламенты и правительства большинства демократических стран, ещё недавно ратовавшие за переход к системам электронного голосования вопреки результатам независимых (в целом негативных) экспертиз, сегодня чувствуют себя неуютно. Яркий тому пример - недавние слушания в американской Комиссии по содействию выборам, специально созданной Конгрессом в 2002 году для ускорения перехода США на электронные машины голосования. Благодаря кипучей деятельности этого органа, власти штатов в свое время получили из федерального бюджета больше миллиарда долларов на закупку новой техники для выборов. Теперь же с докладом о серьезных проблемах с безопасностью электронных систем голосования в Комиссии выступил эксперт ЦРУ, и то, что он рассказал, чиновникам очень не понравилось.
ЦРУ заинтересовалось электронными системами голосования несколько лет назад, когда стало ясно, что имеется множество способов манипулирования результатами выборов, проведенных с их помощью, чем могут воспользоваться иностранные державы, дабы нанести вред США. Для изучения проблемы было создано специальное подразделение, руководитель которого, Стив Стайгел (Steve Stigall), рассказал членам комиссии, что его подопечные проанализировали опыт сорока стран в области электронных выборов. А далее он поведал о том, как власти и злоумышленники использовали слабости подобных систем в Венесуэле, Македонии, Грузии и на Украине.
Любопытные комментарии Стайгел дал относительно внедрения электронных систем голосования в России. С одной стороны, он одобрительно отозвался о применяемых в нашей стране методах. Например, положительную оценку заслужила практика использования засекреченных каналов правительственной связи для передачи данных в Центризбирком из регионов, а также привлечение хакеров для тестирования электронных систем голосования с целью выявления возможных уязвимостей. С другой стороны, Стайгел отметил, что Россия вновь превращается в страну с однопартийной системой. И поскольку к следующему году российские власти надеются обеспечить гражданам возможность волеизъявления с помощью мобильных телефонов, то получается, что общедоступные системы электронных выборов внедряются лишь затем, чтобы каждый избиратель мог проголосовать за единственную партию...
По мнению высокой комиссии, заслушавшей эксперта, выводы ЦРУ слишком неоднозначны, чтобы их широко публиковать. Так что центральная американская пресса на это примечательное выступление вообще не отреагировала.
Комментарии
1. Сканирование бумажного бюллетеня в момент опускания его в урну обеспечивает возможность несложными техническими средствами зафиксировать личность голосующего и его выбор. Таким образом на тайне голосования ставится жирный крест.
2. Все результаты отправляются по электронным каналам связи, что делает невозможным проверку промежуточных результатов.
3. Централизованная обработка результатов голосования позволяет осуществлять математически корректную подтасовку результатов, необнаружимую методами математической статистики.
На мой взгляд, этого достаточно, чтобы категорически отвергнуть саму идею электронного голосования. Я согласен подождать двое суток, чтобы иметь возможность проголосовать тайно и знать, что у независимых наблюдателей есть хотя бы теоретическая возможность проконтролировать подсчет голосов.