На Украине насаждается культ смерти?

На модерации Отложенный

Руководство Украины успешно воплощает в жизнь доктрину тотальной скорби и траура, которая тянет страну вниз, пишет телепродюсер Антон Базелинский в своей колонке, которую публикует в свежем номере журнал Корреспондент.

Два самых известных украинских стихотворения начинаются со слов о смерти. Правда, первая строчка гимна Украины утверждает, что летальный исход еще не наступил. Вряд ли кто-нибудь допустил бы подобную формулировку к своим даже безнадежно больным родственникам. И уж совсем не к месту такое выражение в главной песне молодой развивающейся страны.

В другом поэтическом произведении, которое знают на память большинство украинцев, начало еще более мрачное. Из четырех первых слов – половина о смерти. Еще два слова служат для связи лексической конструкции. Дальше – больше: могила, похороны, призыв умыть страну вражеской кровью, после чего просьба вспомнить автора этой жестокой агитации незлым тихим словом.

Моя учительница украинского языка, искренне влюбленная в свой предмет, совершила маленькую революцию в 1989 году. Она прочитала нам, шестиклассникам, новеллу запрещенного в СССР Василия Стефаника \"Новость\". Первые слова новеллы звучат так: \"У селі сталася новина, що Гриць Летючий утопив у ріці свою дівчинку. Він хотів утопити і старшу, але випросилася\". Я, как и многие мои одноклассники, после этого ходил на \"укрлит\" исключительно из-под палки. Поэзия и проза классических авторов из школьной программы переполнена убийствами с кровавыми подробностями, поджогами, утопленниками, мучениками, казненными. А в 13 лет хочется знать, как жить, а не как умереть.

Круглый год высшее руководство станы дает повод для демонстрации траурных символов на телеэкранах. В январе Украина во главе с Президентом держит равнение на героев Крут. Три сотни молодых людей никого не спасли, не остановили захватчика, не совершили открытий, не создали произведений искусства. Они погибли. За это им устанавливают памятники, их образы ставят в пример молодежи. Они вполне могут стать кумирами для суицидально настроенных подростков. Ведь почести, адресованные студентам, воздаются просто по факту смерти.

Горящие свечи, хмурые лица и черные ленты открывают выпуски новостей 26 апреля – в годовщину взрыва на ЧАЭС. В мае – две траурных даты: День Победы и День памяти жертв политических репрессий. 9 мая скорбные лидеры говорят нам о \"павших\", \"не доживших\", \"погибших\", \"отдавших жизнь\", \"ушедших\", о \"братских могилах\" и \"слезах на глазах\". Это не радость свободы, это траур по героям. О них нам напомнят еще 22 июня и 28 октября, в День освобождения Украины.

Со Второй мировой войной также связана скорбная годовщина трагедии Бабьего Яра, освещаемая на высшем уровне 29 сентября.

Ну а за неделю до третьей субботы рекламные места на улицах городов заполняют нарисованные в темных тонах плакаты с напоминанием зажечь свечку. Мероприятия в честь главной траурной даты транслируют по телевидению с Михайловской площади, где десятки тысяч бюджетных работников и студентов стационара под присмотром своих руководителей и преподавателей внемлют долгим речам, преисполненным грустным пафосом. В руках собравшихся стяги и огоньки в стеклянных колбах, а в мыслях – желание поскорее вернуться домой.

Хотя дома укрыться от мрачного настроения тоже не так просто.

Правила для телеканалов запрещают развлекательные передачи в дни траура. Даже музыкальные каналы исключают танцевальные клипы и хит-парады из своих программ. Нарушителям грозят санкции Нацсовета по вопросам теле- и радиовещания вплоть до отзыва лицензии. Несколько редакторов по заказу этого органа проводят мониторинг на телевидении и радио с целью предотвратить радость и наказать ее распространителей. Под удар подпадают также и рекламодатели. Нормативные акты предписывают в дни национальной скорби сокращать рекламные блоки.

Говорят о трагедии и запрещают развлекать не только по заранее утвержденному плану. В 2008 году страна дважды по указу Президента склоняла головы и жила под приспущенными флагами и черными ленточками: 30 апреля и 26 декабря. Так скорбели о жертвах катастрофы вертолета в Черном море и буксира у побережья Китая, а также взрыва в жилом доме в Евпатории. Пятого мая траурный день был на Харьковщине из-за гибели 6 человек в ДТП. А в Луцке 23 июня официально запретили веселье в память о расстрелянных в 1941 году узниках тюрьмы.

В 2007 году был ознаменован уникальной траурной осенью. 16 октября соболезновали родственникам погибших в Днепропетровске при взрыве газа, 20 ноября черные ленты взвились в связи с гибелью около ста шахтеров. Донбасс тогда ввел траур на три дня. А затем, 24 ноября, наступила суббота скорби об умерших от голода в 1930-х годах.

В то время как политики, общественные деятели, ученые и агенты влияния рассуждают о национальной идее для Украины, государство воплощает доктрину культа смерти. Под медленную оркестровую музыку наши лидеры регулярно возлагают цветы к настоящим и условным могилам, открывают баснословно дорогие мемориалы, посещают кладбища и вручают награды посмертно. Места прогулок горожан декорируют сооружениями, которые угнетают, внушают ужас и страх. Детей в школах заставляют декламировать строки о потоках крови, грудах тел, вдовах и сиротах.

В то же время психологи различных школ сходятся в том, что мысли и настроение человека неразрывно связаны с его действиями. Люди, не испытывающие радости, агрессивны, рассеяны, менее работоспособны. Человек, надевший маску траура, теряет способности творчески мыслить и быстро реагировать. Опасно, если он водитель, хирург, военный, диспетчер аэропорта или пожарный. Убыточно, если он инженер, химик, технолог или копирайтер.

Кризис для предприятия – это не только ухудшение мировой товарной конъюнктуры, но и менеджер, который в подавленном настроении не сделал несколько звонков, чтобы уговорить покупателя. Это фармацевт, не создавший препарат в срок из-за депрессии, это программист и бухгалтер, по той же причине допустившие ошибку в расчетах.

Каждый из нас понимает, что нужно с уважением относиться к трагедии и ее жертвам. Но все мы осознаем, что погибшим, умершим и их близким вряд ли будет легче, если в уныние впадут миллионы, растрачивая короткие мгновения жизни не на созидание, а на слезы. Только радостные люди способны построить процветающую страну, которая станет лучшим местом для жизни. Разве не этого хотели ушедшие?

Значит, если воспитывать в людях уважительное отношение к прошлому, то возвеличивая героев-созидателей, а не утирая неиссякающие слезы по погибшим.