Психологи не способны выявить новых убийц в погонах?
На модерации
Отложенный
«Нынешние методики устарели, - считает кандидат психологических наук Дмитрий Журавлев.
- Мы всего лишь констатируем наличие у человека отклонений в момент исследования, но не можем прогнозировать, как он поведет себя через некоторое время».
Из-за дела майора Евсюкова, расстрелявшего людей в супермаркете, в столице начались повальные проверки милицейских психологов. Первыми под горячую руку попали специалисты Южного округа Москвы, где работал милиционер-убийца.
Как стало известно «КП», Денис Евсюков при назначении на должность начальника ОВД «Царицыно» проходил психологическое тестирование. По крайней мере, так уверяют в отделении психологического обеспечения УВД округа и говорят, что тогда у Евсюкова не было подозрительных отклонений. Выходит, психологи не могут выявить потенциального убийцу?
- Нынешние методики устарели, - считает кандидат психологических наук Дмитрий Журавлев. - Мы всего лишь констатируем наличие у человека отклонений в момент исследования, но не можем прогнозировать, как этот человек поведет себя через некоторое время.
К тому же, сами психологи МВД говорят, что их рекомендации - последнее, что берется в расчет при приеме на службу. Вот что нам рассказал капитан милиции Максим Д.:
- У нас одного парня психолог попросил нарисовать несуществующее животное. Тот нарисовал крокодила с заячьими ушами и копытами. У него спросили, где это животное живет и чем питается. Он сказал, обитает стаями в горах, а питается огурцами с помидорами. Его завернули, мол, с психическими отклонениями ему в органы путь заказан. Но начальник его взял! Сказал, что с психологом тот просто пошутил, на самом деле никакой он не сумасшедший. Да и работать у нас некому.
Перед прохождением таких тестов опытные сотрудники советуют новичкам отвечать как можно более «правильно».
- Если спрашивают, смотрите ли вы в унитаз после того, как сходили в туалет, то надо отвечать отрицательно, мол, не смотрю, а то выявят у тебя отклонение, - продолжает Максим. - Там тысяча вопросов. Есть и такие - считаете ли вы трещины на асфальте, любите ли маму, и мочились ли вы в постель.
- Когда я устраивалась на работу, мне посоветовали не отвечать откровенно на вопросы, потому что результат будет шокирующий, - рассказывает коллега Максима Татьяна. - Перед приемом на работу я сходила к знакомому психологу, где «протестировалась». Чего я только не узнала про себя интересного! А психолог посмеялась, мол, просто отвечать надо не так, как думаешь, а как должно быть в идеале. И тесты в МДВ я сдала без единой придирки со стороны психологов.
Специалисты уверены, нынешняя работа милицейских психологов неэффективна. Штат психологических служб МВД, который раздувается ежегодно, не сможет уберечь нас от новых трагедий.
- Смысла увеличивать штат нет, так как психологи-практики не могут прогнозировать, когда милиционеры начнут стрелять в следующий раз, - говорит Дмитрий Журавлев. - Необходимо срочно обновлять методический арсенал, подключать науку. А пока нынешние тесты не дают нужного результата, надо вводить систему регулярного обследования сотрудников милиции. Проверять их психическое состояние, отслеживать переутомление, усталость хотя бы раз в год, а не только при приеме на работу.
По словам Дмитрия Журавлева, аналоги таких проверок есть. Взять хотя бы летчиков, чье здоровье и психологическое состояние проверяют перед вылетом. Но надо ли нашим милиционерам работать с психологами буквально перед каждым выходом на службу?
- Не думаю, - считает Журавлев. - В таком случае появится бюрократия в органах, а сами психологи станут врагами для милиционеров. Да и специалистов на напасешься.
ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ
«Психологи только портят статистику»
Вот что рассказывают о работе ведомственных психологов на главных милицейских форумах страны.
Ник:
За всю Россию ответить не в состоянии, только за свою психслужбу в УВО скажу. Диагностические углубленные беседы с кандидатами на службу и сотрудниками при перемещении по должностям проводятся с обязательной психодиагностикой (результат данного профотбора виден: в этом году мы не рекомендовали к службе 25 человек, из них никого не взяли на службу - в этом вопросе мне с трудом удалось отдел кадров подмять под психологическую службу - никто даже не пищит, потому как случись что, иду сразу же на прием к начальнику управления).
Citizen:
Тесты, которые применяются психологами МВД не корректны. К примеру, тест ММPI изначально разработан для предварительного определения профессиональных наклонностей учащихся среднеобразовательных учреждений. У нас он без изменений используется при приеме в ОВД. В любом учебнике по психологии написано: «тесты являются вспомогательными средствами». Основным оружием в руках психолога является беседа, разговор. Наши же психологи чуть что, так сразу суют тебе тест.
Ветеран:
Представьте, пришла психолог (слава Богу, если не сразу после института). Ей нужно поговорить с «дядей Васей», проработавшим лет 15 опером (или следаком, участковым). Каждый день работы у опера - такие психологические «этюды», что у девушки нет никаких шансов на откровенность «дяди Васи», если тот сам не захочет. Просто он и без тестов видит ее насквозь. И сможет создать у нее любое впечатление, по собственному усмотрению. Итого: службы психологов в ОВД - очередной бумажный слон. В том виде, как они существуют они не приносят никакой пользы, а изредка создают еще и помехи.
Милиционер:
Меня мало понимают мои гражданские друзья. Те, кто еще остался моим другом. Но меня отлично понимают мои коллеги. С кем мне еще поговорить, чтобы меня поняли? Кому мне выговориться о том, что сегодня (вчера) произошло? Гражданские меня не поймут. Психологи нужны. Проблема в том, доверяем ли мы им? Хотим ли, чтобы они нам помогли? Хочет ли наше начальство, чтобы они нам помогали? Или они испортят статистику? Лицо управления? Наше лицо? Ведь «Сотрудник» должно звучать гордо!
Гость:
За 15,5 лет работы проверили один раз - в феврале этого года наше подразделение из 10 человек. Начальник затихарил заключение у себя в бумагах. Но мы его откопали и очень удивились тому ,что при таком заключении психолога, он гад даже на словах ничего не сказал. А написано в заключении дословно (отксерокопировал бумагу): «Выявлено ,что 44% личного состава стрессовая ситуация оказывает немалое влияние на возможность несения службы в стрессовых условиях. Однако в целом эти сотрудники могут продолжать дальнейшее несение службы в условиях ежедневного контакта с подозреваемыми и обвиняемыми. Оставшиеся 56% наиболее уязвимы для стресса ,что может оказать неблагоприятное влияние на дальнейшую работу в данном подразделении. Рекомендации: улучшить условия службы,необходима работа на создание в коллективе положительных коллективистских отношений, недопущение начальником конфликтных ситуаций в подразделении». Фактически на четырех еще можно ездить и напрягать (пока) а шестерым пора сливаться (так как условия службы не улучшить - мы в подвале, сутки без дневного света и нормального воздуха. Ну и распитие на работе тоже процветает. Это не жалоба, хотел просто объяснить какой у нас климат. Два хороших товарища уже там, один, Санька К. - из окна выбросился (я у него был старшим экипажа, в батальоне ППСМ вместе работали), Вовка О. - застрелился три года назад на смене , когда-то я его на помощника дежурного натаскивал.
ОПРОС:
Что вы чувствуете при виде милиционера?
Комментарии
- Ну и как Ваше здоровье?
- Ой! И не спрашивайте…
А по поводу психологов - так обстоит дело: психологов на самом деле в системе мало. По 1 психологу на ОВД. И плюс небольшая группа в управлении округа. Таким образом на 1 психолога приходится примерно 200-400 человек сотрудников и плюс неизвестно сколько кандидатов на службу. Сама хотела туда перевестись, но получила отказ.
Методики, которые используют психологи - стандартные, научно обоснованные и прошедшие многие годы практики. Они работают и работают хорошо. Тут все в порядке. Вопрос в том, что психологи находятся в прямом подчинении у сотрудников. Отс...