Заменит ли новый Kindle от Amazon учебники и газеты?

На модерации Отложенный

Газетчики в восторге, издатели учебников на низком старте, студенты готовятся к тому, что их рюкзаки станут легче: Amazon представил новый вариант фирменного букридера — Kindle DX. Новый букридер с большим экраном может прийти на смену бумажным учебникам и газетам. Экспертов, впрочем, смущает цена и бизнес-модель.

Место для проведения пресс-конференции — Университет Пейс — было выбрано не случайно. Этот университет, а также четыре других — Университет Кейз-Вестерн-Резерв, Аризонский, Принстонский и Виргинский университеты — примут участие в тестировании нового устройства вместе со своими студентами в новом учебном году, то есть уже осенью. Два главных отличия новой версии букридера, которые могут превратить его в полноценную замену стопке учебников, — большой экран и способность воспроизведения PDF-файлов.

Экран действительно большой — 9,7 дюйма (почти 25 см) по диагонали. Это в 2,5 раза больше, чем экран обычного Kindle. Размер в пикселях — 1200 на 824 (у Kindle 2 — 800 на 600). Даже при несколько меньшем, чем у Kindle 2, разрешении экрана (150 пикселей на дюйм вместо 167) PDF-копии книжных страниц на нем уже не будут выглядеть неразборчиво. Кроме того, в Kindle DX встроен акселерометр и предусмотрен механизм поворота изображения. При этом при альбомной ориентации букридера изображение автоматически увеличивается, без искажений отображая макеты даже большого формата. Эта технология впервые была реализована в iPhone фирмой Apple для более комфортного просмотра веб-страниц.

Широкий экран букридера — вместе с давней функцией Kindle получения файлов по GSM — обрадовал газетчиков. Три газеты — Boston Globe, Wall Street Journal и New York Times (ее владельцев на пресс-конференции представлял лично Артур Сульцбергер-мл.) — объявили о том, что начиная с этого лета в порядке эксперимента они будут предоставлять субсидии на Kindle DX тем своим читателям, которые оплатят долгосрочную подписку на эти издания. Сами газеты они тогда будут получать прямо в Kindle. Для скачивания не понадобится даже компьютера: в Kindle уже встроена поддержка сети Sprint EVDO, которой владельцы устройства пользуются бесплатно.

Это касается и книг и журналов, которые уже и сейчас владельцы букридера могут покупать, не выпуская его из рук: в нижней части устройства есть клавиатура, которая позволяет заказывать книги в Amazon, рыться в «Википедии», пользоваться встроенным толковым словарем и даже осуществлять поиск в Сети (о параметрах браузера пресса пока ничего не пишет). И кроме того, с помощью этой же клавиатуры читатель сможет оставлять заметки к прочитанному, что для многих, прежде всего студентов, составляет важную часть самого процесса чтения.

По весу Kindle DX будет даже легче иных учебников — чуть больше 500 г, что, впрочем, чувствительно больше веса обычных букридеров (300—400 г). Из-за своего веса и размеров Kindle DX уже вряд ли поместится в дамскую сумочку и не сможет скрасить поездку на метро, но в качестве устройства для домашнего чтения вполне подойдет.

Другой вопрос — подойдет ли он тем пользователям — читателям учебников и газет, на которых ориентируются и Amazon, и газетчики, и три основных издателя учебников для университетов и колледжей — Pearson, Cengage и Wiley (вместе они контролируют более 60% этого рынка в США), — которые с восторгом приняли появление нового устройства?

Для газет букридеры большого формата — главная технологическая надежда на выход из затянувшегося кризиса. Amazon просто успела первой: над аналогичными проектами работают такие гиганты медиабизнеса, как Hearst и News Corp. Для издателей выпуск книг в электронных форматах (тем более — защищенных от копирования) — возможность хоть как-то сохранить свои доходы, медленно вымываемые постепенным распространением компьютерных устройств для отображения цифрового контента.

Эксперты, однако, высказывают резонные сомнения в этих надеждах. Во-первых, для газет, которые сейчас существуют за счет рекламы, появление такого устройства, в сущности, ничего не изменит. Реклама сокращается не потому, что у газет — на бумаге или в онлайне — мало читателей, а потому, что рецессия. Сможет ли компенсировать частичное возвращение к бизнес-модели, построенной на подписке, потерю рекламных денег — вопрос спорный.

Другой вопрос — приживется ли букридер в студенческих рюкзаках. Он просто дорог: за 489 долларов можно купить неплохой нетбук. Который, кстати, тоже можно использовать для чтения. Как едко заметил официальный блог онлайнового магазина Shortcovers, «за 489 долларов вы можете купить два iPhones, покупать по одной книге в месяц в течение трех лет, кормить африканскую семью в течение 2,5 лет или поехать в отпуск». Кроме того, американские студенты, к великому сожалению издателей, не так уж часто покупают новые учебники, предпочитая им подержанные, которые с радостью и скидкой продают им старшекурсники. Да и 16 градаций серого, которые способен отображать экран Kindle DX, не идут ни в какое сравнение с информативностью и удобством цветной печати.

Начало продаж Kindle DX намечено на лето. Насколько успешен именно этот проект, покажет только статистика продаж. А вот за будущее электронных книг в целом, видимо, беспокоиться уже не стоит. Глава Amazon Джефф Безос ни словом так и не обмолвился о том, насколько успешно продаются букридеры (по неофициальным данным, их продано более полумиллиона). Однако он привел данные, на которые стоит обратить внимание всем издателям, которые планируют остаться в своем бизнесе еще какое-то время: доля покупок электронных версий продаваемых в онлайновом магазине Amazon книг выросла с 10% в феврале до 35% в мае. То есть когда у покупателя есть возможность выбирать, покупать ему бумажную книгу или электронную, в 35% случаев он выбирает именно электронное издание. И доля таких покупателей растет. И будет расти и дальше — вместе с естественным развитием технологий, на которых базируется производство букридеров. Они будут дешеветь, уже скоро они станут цветными. В конце концов они смогут отображать не только статичный, но и видеоконтент. А когда букридер станет не дороже дешевого телефона, вопрос, быть или не быть бумаге, станет только вопросом времени.