Мыслители у кормушки власти

На модерации Отложенный

В том, что \"Российская газета\", претендующая, в силу своего статуса правительственной, на повышенное государственничество и толерантность, держит в качестве колумнистов (то есть авторов, имеющих в газете именные колонки) настоящих \"ястребов\" либерализма в лице, например, Виталия Дымарского, Юрия Богомолова, Валерия Выжутовича, Михаила Швыдкого или такого, прямо скажем, мастера слова, как Михаил Горбачёв, ничего удивительного нет. Это всего лишь зеркальное отражение фарисейского двуличия, ставшего отличительной чертой нынешнего руководства страны, доведенной им до полного маразма.

Самый яркий монстр

Но, пожалуй, самым ярким монстром в этом ряду газетных витий следует признать Леонида Радзиховского с его рубрикой \"Мнение\". Либерал, западник, точнее, американист (аллилуйщина в адрес США, смешанная с глубочайшим презрением к России - безнадёжной хамке и неумехе, составляет не очень-то и маскируемый подтекст его многочисленных \"мнений\"), он востребован не только в \"РГ\", но и в газетах \"Еврейское слово\" и в США выходящей \"Новое русское слово\", журнале \"Итоги\", в интернет-издании \"Взгляд\", да практически везде, где правят свой шабаш главные ведьмы крайнего либерализма.

А ведь начинал журналистскую карьеру он, психолог по образованию, весьма скромно - в \"Учительской газете\". В медиавыси его занесли волны \"перестройки\" и последовавшего ельцинского разгула - в радзиховских тогда остро нуждались, как нуждаются и сейчас, журналы \"Столица\" и \"Огонёк\", телеканал \"Останкино\" и радиостанция \"Эхо Москвы\". Успел отведать он и депутатских харчей - в Госдуме первого созыва. Был спичрайтером рвавшегося в президенты А. Лебедя. Трудился в избирательных кампаниях, продвигая в парламент то государственных тяжеловесов из \"Нашего дома - России\", то крикунов из Союза правых сил. Прямого участия в политике не чурается и сегодня - председатель наблюдательного совета Агентства политических и экономических коммуникаций. Словом, облечён многочисленными заслугами перед \"демократией\" (в том числе и членством в Союзе писателей Москвы), как нос майора Ковалёва - важным чиновничьим чином.

Казалось бы, при такой-то успешности живи да радуйся, воздавай хвалы пригревшей тебя Системе. Воздаёт. Причём вдохновенно, даже поэтично. В одном из недавних \"Мнений\" (\"РГ\" от 21 апреля с.г.), в частности, пишет: \"Я считаю, что сложившаяся у нас Система не просто стабильна. Она органична - \"дышит почва и судьба\" (ишь ты, и Пастернака пристегнул, маленько, правда, наврав - у поэта, как и положено по грамматике, дышАт). Что за Систе-ма? Оказывается, это соответствующая, дескать, нашей геологии и психологии система рент: природная рента, административная рента, идеологическая рента (читай: имперская гордыня), устраивающая, по мнению автора, всех - \"и элиту, и средний класс, и низы\", поскольку всем даёт якобы возможность жить припеваючи, ничем особенно себя не утруждая. Этакая страна обломовых - сверху донизу (вот он - образ России по-радзиховски). И из кризиса эти ВСЕ, уверяет мыслитель, \"надеются выйти, сохранив Систему\".

Откуда он всё это взял, какая часть этой \"ренты\" достаётся \"низам\", почему они пылают желанием её сохранить, вития не уточняет, как и не видит никаких сил, способных, по его словам, \"вытащить нашу телегу из глубоко родной колеи и поволочь её \"по битому стеклу прогресса\", никаких реальных альтернативных проектов для России. Эта куриная слепота, принципиальное нежелание замечать программные, глубоко обоснованные предложения коммунистов - ещё одна отличительная черта как главарей режима, так и их идеологической обслуги в лице разномастных радзиховских.

Послушники потребления

Юмор (правда, чёрный) заключается, однако, в том, что уверенность в незыблемости сколоченной по чертежам олигархии Системы сопровождается глубочайшим пессимизмом и человеконенавистничеством её создателей и охранителей. Обычно они их скрывают, маскируя стеклярусными побрякушками \"религии потребления\" - \"страшно удобной\", как характеризует её Леонид Александрович, \"самой удобной и \"натуральной\" из всех нам известных\". А тут вдруг мыслителя прорвало: \"Да и никакой идеи, \"альтернативной корыту\", в принципе в современной культуре нет, все разногласия богатых и бедных стран/классов/людей - только об их месте в очереди к корыту. В такой ситуации ничего капитально нового ждать не приходится. В этом смысле слова про \"конец Истории\" - правда (Маркса, видать, читал, да ничего, кажется, не понял.- В.В.). Задача одна - \"растянуть конец\" подольше...\" Проблема, по мыслителю, не в том, какой ценностью заменить растущее потребление, а в том, как извернуться, чтобы можно было и дальше расширенно потреблять не по средствам. Приехали!

В этом пассаже особенно поражает образ \"корыта\", к которому вития сводит всю современную культуру и общественную жизнь. Надо же было корпеть над учебниками в школе и институте, защищать кандидатскую, чтобы прийти к столь примитивному дикарскому представлению о мире, в частности, об экономике, которой правит, по мнению нашего героя, пара \"жадность - страх\"!

Впрочем, неделю спустя в очередном \"Мнении\" Л. Радзиховского блеснули оптимистические нотки. Они вспыхнули от благожелательных жестов президента Д. Медведева в сторону так называемой либеральной интеллигенции, к которой автор, разумеется, причисляет и себя: назначение эспээсовца Н. Белых губернатором Кировской области, интервью либеральствующей \"Новой газете\", встреча с так называемыми правозащитниками, создание в Интернете своего открытого блога, декларирование доходов высших чиновников, условно-досрочное освобождение сотрудницы ЮКОСа Бахминой. Всё это автор называет волосом, за который ухватился Д. Медведев, чтобы вытащить страну из нефтяного болота, в котором она увязла, путём \"накопления нового человеческого капитала\". Вряд ли. Скорее всего, речь идёт лишь об успокоении наиболее визгливой части демооппозиции, внутреннее родство которой с властью несомненно, что не исключает милых, порой драчливых семейных скандалов. А вот в сторону тех, кто действительно может спасти страну, в сторону людей труда, брошенных в пучину нищеты, усугублённой кризисом, в сторону трудовой (а не либеральной) интеллигенции никаких \"жестов\", а тем более действий со стороны власти незаметно, если не считать грошовых подачек в виде пособий по безработице, ничего, разумеется, не меняющих в структуре экономики.

И. Резник, пишущий стишки для песенок \"божественной Аллы\", пышно отмечавшей в Страстную неделю свой юбилей, в одном из интервью разоткровенничался: \"Мы любим наших президентов, наших руководителей. Они, к счастью, теперь наши. Они любят нас, понимают, дают зелёную улицу и прочее, и мы тоже любим их, любим заслуженно и естественно. Это - люди нашей формации\".

Да, формации Радзиховского и Ко, сгрудившихся у \"корыта\".