Обои: во что и как \"одеть\" стены
На модерации
Отложенный
Природа сменила декорации - на месте сочной зелени теперь пламенеющий оранж и глубокая терракота. Почему бы и нам не последовать ее примеру? Деревья меняют цвет листьев, а мы сменим обои. Ассортимент \"платьев\" для стен велик и разнообразен, поэтому главное - сделать правильный выбор.
Рисовое прошлое
Прежде чем оказаться на стенах наших домов, обои проделали долгий путь во времени и пространстве. Началось все в древней китайской цивилизации. Как известно, первая бумага появилась в Китае еще во II в. до н.э., ее делали из риса, а рецепт хранили в строжайшем секрете. Позже китайцам пришло в голову оклеивать рисовой бумагой стены внутренних помещений.
Прообраз нынешних обоев тайно жил в Китае много веков подряд. Но все тайное становится явным. В VIII в. на земли Поднебесной напали арабы, и китайские пленники, захваченные ими в сражении при Самарканде, выдали секрет изготовления рисовой бумаги победителям.
Еще несколько веков обои блуждали по миру, пока не оказались в Европе, где до этого момента стены защищали гобелены и тканевые драпировки. Неудивительно, что европейцы поступили с бумажными обоями на свой манер - вешали их на стены наподобие гобеленов, либо наклеивали на холщовые экраны, которые затем крепились к стене. Но утеплять и украшать стены предпочитали все равно тканью. Поэтому, прежде чем войти в лучшие дома Европы, обоям пришлось маскироваться; долгое время эскизы обоев представляли собой тщательно прорисованные имитации тканей: гобелены, штофы, шелковые драпировки печатались на бумаге с точностью до складки. Наконец в XVIII в. обои заняли достойное место на стенах домов европейской знати и даже покорили резиденцию французских королей - Лувр.
Но все же это было не то, что мы сейчас называем обоями. В те времена обои выпускали не рулонами, а отдельными листами, раскрашивали вручную по трафаретам или печатали рисунок при помощи особых ручных печатных форм. Идея машины, производящей бумажные рулоны, родилась во Франции в начале позапрошлого столетия и принадлежала изобретателю Луи Робберу. Его вместе с печатником месье Престоном, которому спустя сорок лет пришло в голову печатать на рулонах рисунок, можно смело назвать отцами современных обоев. Впрочем, ни Роббер, ни Престон и вообразить не могли, что через двести лет их изобретение будет столь разнообразно.
Бумага: под, над и без...
Виниловые, джутовые, пробковые, металлические, фетровые, стеклообои, велюровые обои. Список можно продолжать еще долго. Все они появились благодаря желанию сделать простые бумажные обои практичнее и эстетичнее. Понятно, что на пути к совершенству обоев первый шаг - взять за основу то, что уже имеется, то есть простые бумажные обои. Поэтому большинство современных обоев делают на бумажной основе, которую покрывают разными защитными слоями.
Сегодня популярны обои, где и основа, и покрытие сделаны из бумаги. Их главное достоинство - отсутствие вредных для здоровья человека компонентов. При этом стены под ними \"дышат\", а значит, не будет проблем с плесенью и грибками. Да и стоят они недорого. Такие обои состоят из двух спрессованных между собой слоев и называются дуплекс. Второй бумажный слой избавляет обои от некоторых недостатков, с которыми не одно десятилетие мучились наши родители. Дуплекс не растягивается при оклейке и не сокращается после высыхания, у него не коробится тиснение, поэтому его полотнища легко подогнать друг к другу.
Но все же бумажный слой сложно назвать защитным. Бумага остается бумагой, а ее недостатки - ее недостатками. Она недолговечна, боится воды и пара, впитывает резкие запахи и не способна скрывать неровности стен. Поэтому бумажную основу часто покрывают иными, более прочными материалами или вообще отказываются от бумажной составляющей.
Обои на небумажной основе стоят существенно дороже бумажных аналогов, зато прекрасно держатся на стенах, образуя практически ровную поверхность с едва заметными стыками. Самые популярные и доступные по цене среди них - обои на флизелине, хорошо знакомом портным. Этот нетканый прокладочный материал из волокон растительного и минерального происхождения помогает одежде сохранить форму в процессе носки и стирки. Та же история и с обоями, флизелин прочнее бумаги, не растягивается и не дает усадки при намокании и последующем высыхании. Это позволяет клеить обои в сухом виде на стену, покрытую слоем клея. Когда придет время их поменять, обои можно будет легко и без остатка снять со стены.
Модный винил
Обычно флизелиновую подложку соединяют с винилом - получается крепкий, выгодный и очень симпатичный союз. Виниловое покрытие можно мыть, ему не страшны прямые солнечные лучи, оно прочно, устойчиво к механическим повреждениям и истиранию. Но придется смириться с некоторыми недостатками, например, с плохой воздухопроницаемостью. Стены в такой одежде будут \"задыхаться\" и \"потеть\", а значит, их нужно спасать от плесени и грибков специальным клеем, в составе которого есть фунгицид или антисептик. Впрочем, такой клей не повредит и остальным даже самым \"дышащим\" представителям. Несмотря на крепкий характер, виниловые обои капризны, их нужно наклеивать на идеально ровную поверхность.
Счастливое исключение здесь - вспененные виниловые обои. Эти мягкие на ощупь с шероховатой поверхностью полотнища, напротив, превосходно маскируют мелкие неровности стен.
Самые толстые и тяжелые представители виниловых - рельефные обои под покраску, имитирующие керамическую плитку, натуральный камень, венецианскую штукатурку, кожу или рогожку. Здесь можно забыть о флизелине, основу составляет плотная бумага. Она полностью покрыта толстым слоем винила, который смело можно красить, а еще драить щеткой с применением моющих средств. А самый красивый представитель в семействе виниловых обоев - обои с плоским покрытием.
Один из его видов имитирует шелк, благодаря особому способу нанесения краски, обои \"играют\" на свету и способны менять оттенок в зависимости от угла падения света. Красота здесь совсем не мешает практичности, даже моющие средства на щелочной основе им не страшны.
Казалось бы, вот они - идеальные обои, чего же экспериментировать дальше, но... Вопрос об экологической чистоте винила остается открытым, некоторые опасаются клеить обои с сомнительной репутацией у себя в доме. Специалисты настроены не так скептически, но все же не рекомендуют клеить виниловые обои в детской, спальне и в кухне. Тем более есть достойная альтернатива - стеклообои.
Стеклянные стены
Стеклообои обладают многими достоинствами виниловых. Они тоже прочные, износостойкие, устойчивы к деформации, их можно смело и часто мыть щеткой с чистящими средствами. В своем лучшем исполнении они выдерживают любые испытания даже в мокром виде, их можно снимать со стены, мять, топтать ногами - и снова клеить без ущерба для рисунка. Они могут быть и гладкими, и рельефными, и так же, как и виниловые, имитировать разные фактуры.
Но в отличие от \"химического\" винила, стеклообои делают из природных материалов минерального происхождения, то есть в их составе нет вредных токсичных компонентов. Это самое главное, но не единственное их преимущество перед винилом. Стеклообои плохо воспламеняются, но отлично \"дышат\", не накапливают электростатический заряд, а значит, не притягивают пыль. И совсем удивительное для обоев качество - они укрепляют стены, которые от их присутствия становятся крепкими и не осыпаются, даже если в них вкручивать шурупы, вбивать гвозди и вставлять дюбели. Особенно полезен такой союз для стеновых конструкций из жесткого пенопласта и гипсокартона, чувствительных к ударам и толчкам.
Все дело в крепких стекловолокнистых нитях, из которых \"сотканы\" обои, они вырабатываются из кварцевого песка, соды, доломита и извести. Такое покрытие в процессе производства соединяется с бумажной основой. Обои прикрепляют к стенам специальным клеем, причем на любую поверхность. Стеклопряжа нечувствительна к влаге и может скрывать небольшие трещины, русты, швы между панелями, создавая идеально ровную структурированную поверхность, готовую для дальнейшей отделки. Обои можно красить латексными или акриловыми красками и даже рисовать на них картины. Они без труда выдерживают двенадцать слоев краски, а самые толстые, с крупной структурой, можно красить больше двадцати раз.
Красота природная...
Особо щепетильным в вопросах здоровья гражданам стоит обратить внимание на натуральные обои. Возглавляют этот достойный список растительные обои-циновки. Более экологически чистых представителей обойного мира не найти. Натуральные волокна (джут, солома, расщепленный бамбук, водоросли, тростник) наклеивают на специальную рисовую бумагу или папирус. Понятно, что такой натурпродукт стоит дорого, поэтому чаще всего ими декорируют только фрагменты стен.
Далее по списку идут бамбуковые и пробковые обои. Первые делают из верхних срезов бамбука, обработанных антисептиком. Они клеятся на стену паркетным клеем, устойчивы к выцветанию, их можно мыть губкой и чистить с помощью пылесоса. Пробковые обои изготавливаются из коры пробкового дуба. Чтобы получился тонкий слой, пробку прессуют при высокой температуре, она выделяет клеящие вещества, за счет которых склеивает саму себя и клеится на бумажную основу. В итоге ничего лишнего. Для повышения влагостойкости покрытие пропитывают воском. Обои клеятся на стену клеем для тяжелых обоев. К экологической чистоте в список достоинств можно добавить ярковыраженные антибактериальные, теплоизоляционные и звукопоглощающие свойства.
В списке натуральных обоев - редкие и дорогие фетровые обои. В качестве покрытия в них используется нетканый валяный материал из шерсти - фетр, который наносится на бумажную основу. На стене они смотрятся как мягкий ворс, стыки между полотнами незаметны. Обои отлично пропускают воздух, а любые пятна на них можно смыть мягкой губкой с применением щадящих моющих средств.
...и рукотворная
Прагматики и эстеты спорят. Первые утверждают, что обои - это всего-навсего защитный слой на стенах, вторые считают, что обои - это украшение стен. Последние создают шедевры вроде металлических обоев, которые делают стены золотыми, серебряными или бронзовыми. Это один из самых дорогих видов обоев, которые обычно изготавливают на заказ.
Металлические обои получаются при покрытии бумажной или флизелиновой основы тонким слоем фольги, на которую наносится рисунок и даже позолота. Вместе с эстетическими есть здесь и практические плюсы. Обои хорошо моются, служат долго, не стираются, не тускнеют. Есть и минусы: на глянцевой поверхности хорошо заметны царапины, а в сильно освещенных местах металлические обои дают неприятные блики. Нужно быть осторожными с электричеством, несмотря на изоляцию флизелином, проводка не должна соприкасаться с обоями. Стена под обоями должна быть идеальной, обязательно сухой и хорошо впитывающей влагу.
В той же компании шикарные велюровые обои. Их высокая цена объясняется сложностью производства. Сначала на бумагу клеевыми красками наносится рисунок. Затем, в специальной машине, под действием электромагнитного поля, к поверхности особым образом приклеиваются синтетические волокна. Они укрепляются в вертикальном положении и образуют ворс.
Единственная практическая польза велюровых обоев - они отлично поглощают звуки. Все остальное - сплошная красота и недостатки, с которыми придется смириться ради этого великолепия. Смотрятся они богато и словно переливаются на солнце даже при искусственном освещении. Но они легко собирают пыль и достаточно быстро истираются, особенно при механическом воздействии.
Комментарии