Поддержал российского производителя – усугубил кризис

На модерации Отложенный

То и дело слышим о необходимости поддержки отечественного производителя, о продовольственной безопасности страны и пользе снижения импортозависимости. Между тем в условиях мирового финансового кризиса действия правительства по защите внутренних производителей могут иметь обратный эффект. Примечательно, что курс на поддержку собственных компаний сегодня взяли не только российские власти. Как следует из недавно опубликованного доклада Всемирного банка, эти тревожные тенденции сегодня характерны для большинства стран мира. Аналитики отмечают, что подобные меры не только не помогут скорейшему выходу из кризиса, но, напротив, могут только усугубить ситуацию.

Не исключено, что в России подобный «протекционизм» по отношению к отечественным производителям будет ещё более губительным, ведь курс на поддержку отечественных компаний российские власти взяли ещё задолго до кризиса. С наступлением же финансовых проблем действия в этом направлении стали ещё более интенсивными. Отвлекаясь от состояния мировой экономики, стоит отметить: нездоровый протекционизм в отношении отечественных производителей губителен не только для экономики в целом, но и для каждого отдельно взятого потребителя. Чем выше будут ставки на отечественные товары, чем больше заградительных пошлин на импорт будет вводиться, тем стремительнее будут расти цены.

Действия российских властей в данном случае отнюдь не уникальны. Так, на саммите «большой двадцатки», прошедшем в ноябре прошлого года, главы государств пообещали не допускать торгового протекционизма в отношении собственных производителей. Однако уже сегодня 17 стран эти обещания нарушили. Как говорится в докладе Всемирного банка, на сегодняшний день страны «двадцатки» предприняли как минимум 47 всевозможных мер протекционистсткого характера, самая распространённая среди них – поднятие различных пошлин на импорт. И подобная эпидемия, похоже, распространяется по всему миру.

Например, власти Эквадора подняли пошлины на 600 импортных товаров. Китай и Индия ввели значительные налоговые послабления для своих производителей, что, безусловно, делает товары местного производства более конкурентоспособными. Нешуточный скандал разгорелся между Мексикой и США: первая пообещала ввести дополнительные ограничения на ввоз 90 американских товаров в ответ на свёртывание программы, по которой мексиканские водители-дальнобойщики могли беспрепятственно возить грузы по территории Америки. Аргентина ввела новые требования на ввоз автозапчастей, телевизоров, текстиля, обуви и товаров из кожи. Подобное ужесточение фактически означает, что отныне импортёры, увязнув в бюрократических процедурах, перестанут поставлять свои товары на аргентинский рынок.

«Пусть мировые лидеры не соблазняются внешними прелестями протекционизма. Именно протекционизм значительно углубил и продлил знаменитую Великую депрессию», – предупреждает президент Всемирного банка Роберт Зеллик.
Не исключено, что российские власти подобных предупреждений так и не услышат. Поддержка отечественного производителя во что бы то ни стало, похоже, сегодня главный лейтмотив большинства действий Российского правительства.

Самый свежий пример – разгоревшийся спор относительно повышения импортных пошлин на сахар. Так, Союз сахаропроизводителей уже официально обратился к правительству с просьбой повысить с 1 июня базовый уровень импортной пошлины на 28,5%. И это при том, что, по прогнозам участников рынка, уже этой осенью в мире ожидается значительное снижение производства сахара. В ответ на действия союза производители продуктов питания также обратились к первому вице-премьеру правительства Виктору Зубкову с просьбой снизить ввозные таможенные пошлины на сахар на 25%. Как говорится в обращении, в январе-феврале этого года отпускные цены сахаропроизводителей уже увеличились на 25–30%, что не могло не сказаться на цене готовой продукции. Как отмечают авторы письма, исходя из себестоимости производства и с учётом импортной пошлины закупочные цены на сахар уже в мае этого года могут вырасти с 21 тыс. рублей за тонну до 26–27 тыс. рублей. Будет ли услышана просьба пищевиков – ещё большой вопрос. По крайней мере реакция производителей сахара оказалась крайне негативной.



По словам гендиректора сахарной компании «Разгуляй» Александра Солдатова, подобное требование производителей вызвано традиционным желанием «отжать» сахаропроизводителей. «Сегодня оптовая цена на рынке в среднем 22,4 рубля за килограмм. И какая тут великая рентабельность заложена?» – недоумевает Солдатов.

Сахарная отрасль, конечно, лишь единичный пример. Однако весьма показательный, поскольку лишь половина потребляемого в России сахара производится внутри страны. Примечательно, что даже в тех отраслях, где, казалось бы, ситуация могла быть много лучше, действия правительства как будто специально подталкивают производителей взвинчивать цены. В частности, поддержка отечественных производителей куриного мяса также может выйти боком российским потребителям. Сокращение квот на ввоз импортной курицы, а также скорое введение новых санитарных требований к продукции, которые фактически в разы снизят количество импортёров, автоматически делают российских производителей чуть ли не монополистами, что неизбежно ведёт к росту цен.

Постоянно пересматриваемые квоты на ввоз свинины и говядины, повышение таможенных ставок на сверхквотный ввоз продукции также неизбежно приводят к тому, что цены растут как на дрожжах.

Не стоит забывать и о том, что нередко ограничения на импорт российскими властями вводятся не только по экономическим соображениям. Однако в результате в накладе всё равно остаётся потребитель. Самый громкий скандал последних лет – введение запрета на ввоз молдавского и грузинского вина, а также грузинской минеральной воды «Боржоми». Оставляя в стороне причины введения данных запретов, нелишне отметить, однако, что отсутствие на рынке столь крупных импортёров фактически освободило нишу для российского производителя. Казалось бы, более благоприятного момента для продвижения собственной продукции и придумать сложно. Между тем, по оценкам аналитиков алкогольного рынка, занять освободившуюся нишу российским производителям так и не удалось. Недорогого и качественного вина отечественного производства в магазинах как не было, так и нет.

Ещё более нелепо подчас выглядят попытки поддержать отечественного производителя в тех отраслях, где сами участники рынка активно возражают против такой поддержки. Знаковый пример – введение технического регламента на молоко и молочную продукцию, а также громкие заявления властей о необходимости отказаться от импорта молочного порошка. Отказ от импорта порошка по замыслу российских властей скорее всего должен был ударить по белорусским производителям, которые являются основными поставщиками этой продукции в нашу страну. Однако на деле всё оказалось с точностью до наоборот: в накладе оказались российские производители, лишившиеся сырья. И соответственно потребители, которые уже сегодня могут почувствовать на себе рост цен.

Несостоятельность протекционистских мер по отношению к отечественному производителю уже сегодня достаточно ярко можно проиллюстрировать данными официальной статистики. Так, по подсчётам Минэкономразвития, в январе импорт упал на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А физический объём импорта сократился на 40%. При этом цены в магазинах продолжают расти. Не стоит забывать, однако, о том, что значительная часть продукции, которую принято считать отечественной, нередко производится из импортного сырья. На сегодняшний день курс рубля рухнул уже примерно на 40%, таким образом, даже если за рубежом та или иная продукция дешевеет, то для нашего рынка она всё равно продолжает дорожать.

Не стоит забывать и о том, что в отказе от импорта помимо неизбежного повышения цен кроется и другая опасность: возникновение дефицита. По подсчётам аналитиков, совокупный спрос сегодня на 47% обеспечивается импортными товарами: по данным Центра развития, среди товарных групп, где зарубежные товары покрывают существенную часть спроса, такие как лекарства и фармацевтические материалы, электрические бытовые приборы, мобильные телефоны, передающая аппаратура для телефонной и телеграфной связи, легковые автомобили и др. То есть те области, где в одночасье наладить собственное производство просто не представляется возможным.