Обвинения в расизме - популистский метод в политике
На модерации
Отложенный
«Конференция расистов» (официально – Международная конференция ООН по противодействию расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости), недавно прошедшая в Женеве, оказалась очень полезным «мероприятием».
Как известно, главным раздражителем на конференции стал президент Ирана – М. Ахмадинежад.
«Мир перевернулся с ног на голову, раз президент Ирана выступает на конференции по расизму» (министр обороны Израиля Э. Барак).
Господин Барак зря изобразил удивление: «борьба с еврейским расизмом» – многолетний коронный номер господина Ахмадинежада.
Довольно трогательно, что, следуя этой логике, надо признать самым последовательным борцом против расизма – Гитлера. Едва ли сам «спаситель Человечества от международного еврейства» принял бы титул «борца с расизмом» – впрочем, у него уже не спросишь… За него отдувается Ахмадинежад.
Впрочем, речи его неоригинальны.
«Расизм» равно сионизм. Такой в свое время была даже официальная резолюция ООН, принятая под давлением арабских стран (и, кстати, СССР) в 1975 году. Правда, ООН ее отменила в 1991 году.
Но вернемся к скандальной конференции.
Это ооновское мероприятие «по борьбе с расизмом» проводится второй раз.
Первый скандал был на первой конференции. То «неуместное собрание», как говорил Достоевский, состоялось в Дурбане, Южная Африка, в 2001 году.
На ней не было никакого Ахмадинежада (он тогда и не был президентом Ирана), но скандал случился ровно на том же месте. Арабские страны превратили конференцию в трибунал, который судит Израиль. Израильские представители, которые сдуру приехали на конференцию, должны были ее покинуть – их никто не слушал, они были только «боксерской грушей».
Ушла и делегация США.
На сей раз Израиль изначально отказался работать мальчиком для битья и отнекиваться от обвинений Ахмадинежада. Кроме Израиля конференцию проигнорировали США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Польша, Германия, Италия, Голландия. Весьма любопытный состав: основные англосаксонские страны (кроме собственно Британии), Германия и Польша, для которых темы Холокоста и антисемитизма очень болезненны, Голландия – там отлично помнят, как «борцы с расизмом» в 2004 году зарезали режиссера Тео ван Гога за фильм, «оскорбляющий Ислам», и, наконец, Италия – Берлускони всегда занимал и занимает четкую произраильскую позицию. А вот представители Ватикана почли за благо не ссориться с мусульманскими странами и на конференцию прибыли.
Скандал развивался поэтапно.
«Если президент Ирана выступит с расистскими и антисемитскими обвинениями, мы немедленно покинем зал. Мы не потерпим никаких провокаций» (министр иностранных дел Франции Б. Кушнер накануне конференции).
Конференция была богата на символы: она открылась 20 апреля, в день рождения Гитлера. А 21 апреля в Израиле отмечали день памяти Холокоста.
Так что, в любом случае, выступление Ахмадинежада было как нельзя кстати.
Президент не подкачал, оправдал все надежды. Назвал Израиль «жестоким расистским государством», обвинил страны Европы, что они «направили» в Палестину евреев и «под предлогом» их жертв во время Второй мировой войны (на сей раз он почему-то не стал доказывать, что и жертв никаких не было, а Холокост – просто еврейская выдумка) «отдали евреям» арабские земли.
Кушнер выполнил свое обещание – при первых же «удивительных речах» иранского президента делегация Франции ушла. «Никакой компромисс с Ахмадинежадом невозможен» (Кушнер). Ушли делегации практически всех европейских стран. Зато оставшиеся в зале арабские представители от души (или по обязанности?) похлопали «борцу с расизмом».
Генсек ООН осудил высказывания Ахмадинежада. Представители России, которые возглавили редакционную группу по выработке резолюции, назвали слова Ахмадинежада «жесткими и несбалансированными». Впрочем, в тексте самой резолюции нет никаких антиизраильских выпадов.
Разбор полетов
Победила вражда – выиграли все.
Выигрыш Ахмадинежада самый важный.
В июне в Иране – президентские выборы. По мнению экспертов, ситуация там не слишком однозначная. И Ахмадинежад из кожи вон лезет, пиарится как может. Его предвыборное выступление в Женеве было очень удачным, помог и скандал – президент Ирана лишний раз наглядно показал своим избирателям, как силы «мирового сионизма и империализма» его преследуют, как он бесстрашно с ними борется. Неудивительно, что возвращение героя на родину было триумфальным.
В выигрыше Израиль.
Новому правительству Нетаньяху удалось показать своим избирателям, что Израиль не одинок, что нет международной изоляции, какая была во время войны с ХАМАС. Семь стран поддержали Израиль изначально, не приехали на конференцию, 30 европейских стран выразили возмущение антиизраильской и антисемитской риторикой президента Ирана. При этом надо помнить, что те же люди и страны были жесткими критиками Израиля за «непропорциональное применение силы» во время войны. Но и Ахмадинежада они осудили за «непропорциональное применение» антисемитизма.
В выигрыше Россия.
Россия сохранила свою «особую позицию» между Западом и Востоком. Конечно, вся эта резолюция стоит не дороже бумаги, на которой она написана, но как пример это ценно: Россия показывает, что под ее влиянием возможно принятие компромиссной, всех устраивающей резолюции. Намек – «вот и в более важных вопросах сможем этого же добиться».
Отношения с Ираном, разумеется, не пострадали от столь мягкой «критики» со стороны России.
Но не пострадали и отношения России с Израилем! Кстати, ровно сейчас эти отношения могут пойти в гору: подписаны довольно существенные соглашения по расширению научно-технического сотрудничества (Чубайс договорился по вопросу о нанотехнологиях); новый министр иностранных дел Израиля А. Либерман – репатриант из Молдавии – известен как сторонник сближения с РФ и другими странами СНГ; говорят, что в этом году возможен и визит Путина в Израиль. В общем, Израиль «с пониманием» отнесся к российской позиции.
Что же касается остальных стран, то для их дипломатов все это не более чем мелкое дежурное мероприятие, один из бесконечной череды скандальных фуршетов, которыми только и живы дипломаты.
В общем, скандал, как часто бывает, всем пошел на пользу.
«Неточности»
Разумеется, Ахмадинежад – очень дипломатично выражаясь – «искажает факты».
После войны страны Европы не «посылали» евреев в Израиль – они сами туда рвались, часто ПРОРЫВАЛИСЬ, преодолевая сопротивление европейских стран, прежде всего Англии.
В ходе настоящей «национально-освободительной войны» против Англии евреи ЗАВОЕВАЛИ себе право на независимость. Кстати, они же завоевали это право и для ПАЛЕСТИНЦЕВ – ведь исторически, как известно, никакого «государства Палестина» не существовало, провозглашено оно было ООН вместе с государством Израиль. И это был результат борьбы евреев, а не арабов за государственную самостоятельность, за освобождение от Англии.
Неправда, что евреи – пришельцы, которые силой выгнали «коренное население».
В каком-то смысле все на свете люди – «потомки мигрантов», но что касается Израиля, то там история такая.
В 1880 году в Палестине (тогда она была в составе Османской Империи) жило 450 тысяч человек, из них 24 тысячи (5%) евреев. Но уже в 1936 году в «британской Палестине» жило 400 тысяч евреев – примерно треть тогдашнего населения «подмандатной Палестины». Эти люди приехали совершенно законно, покупали землю, развивали экономику, никого, естественно, насильно не выгоняли.
В настоящее время население Израиля – 7,4 млн человек, из них 5,5 млн евреев и 1,5 млн арабов. Вместе с населением Палестинской автономии (3,7 млн человек) на территории бывшей «подмандатной Палестины» проживает 5,5 млн евреев и 5,2 млн арабов. Так что слухи о «геноциде» и «изгнании народа» немного преувеличены…
В ходе войны Израиля с арабами в 1948 году (арабы не признали резолюцию ООН и существование Израиля, напали на него и потерпели поражение – первое в длинной цепи поражений) из Израиля бежало около 600 тысяч арабов. Арабы уверяют, что их изгнали евреи, евреи уверяют, что их принудили бежать командиры арабских войск. Как бы то ни было, бежало около 600 тысяч человек. Если считать «беженцами» всех их потомков за 60 лет, то, конечно, наберутся многие миллионы беженцев. Но в 1948–1984 году из арабских стран и Ирана в Израиль бежало тоже около 600 тысяч евреев.
Наконец, главная ложь – что Израиль «жестокое расистское государство».
Арабы – граждане Израиля, со всеми правами. Никаких ограничений при занятии тех или иных должностей, получении образования, медицинского обслуживания и т. д. – нет. Правда, арабы не служат в армии – еще бы не хватало, при постоянных войнах с палестинцами! Безусловно, арабы очень слабо представлены среди израильской элиты – экономической, научной, политической. Например, среди 120 депутатов кнессета только семь арабов – «национально пропорциональным представительством» тут и не пахнет.
Но абсолютно никаких расистских законов, законов апартеида в Израиле нет. А то, что есть напряжение в национальных отношениях – еще бы ему не быть, когда идет перманентная война Израиля и арабов! Удивительно не то, что есть напряжение, а то, что нет, повторяю, НИКАКИХ юридических ограничений (как, кстати, нет и восстаний или всеобщих забастовок арабов – граждан Израиля).
При этом те же арабские депутаты кнессета бешено бросаются на Израиль, прямо защищают ХАМАС – в отличие от «образцово-сознательного» еврейского депутата меджлиса Исламской Республики Иран, каковой депутат знай себе проклинает «сионистский расизм» и восхищается отсутствием расизма в Иране.
О таких мелочах, как отсутствие смертной казни в Израиле (общество вечно возмущается комфортными условиями для террористов в тюрьмах) и 200 казней в год в Иране, в том числе за супружеские измены, как запрет немусульманам занимать государственные должности и принимать законы, противоречащие Шариату, долго распространяться не буду.
Двухполярный мир
Но миру – и читателям ВЗГЛЯДа, кто добрел до этого места, – глубоко неинтересны все эти подробности. «Не то он украл, не то у него украли – но что-то было».
А было и есть одно, действительно важное.
Сама эта «горе-конференция», от которой следов не останется ни в каких, даже наиподробнейших учебниках истории, о которой не то что «забудут через день», а уже все забыли, интересна только одним.
Это событие НАГЛЯДНО показывает общеизвестную вещь: никакого «однополярного мира» в природе не существует. Известно, но всегда полезно лишний раз убедиться.
На таких конференциях реально, нос к носу встречаются ДВА МИРА.
Два мировоззрения, две логики, две системы фактов, наконец. И, кстати, совершенно неважно, что одни факты соответствуют фактам, а другие факты соответствуют мифам – ДОКАЗАТЬ все равно никому ничего нельзя, настолько велики исходные, базовые различия.
Здесь это проявилось, в сущности, по весьма частному поводу – по поводу «расизма». Поводов можно найти еще множество, везде картинка будет примерно одинакова. Но рассмотрим данный случай более подробно.
Для одних «расизм» – факт существования Израиля в сердце арабского мира.
Для других «расизм» – призыв к уничтожению Израиля.
Для одних «расизм» – возможность рисовать карикатуры на Магомета.
Для других «расизм» – то, что за эти карикатуры убивают и громят.
Для одних «расизм» – навязывание своих религиозных правил.
Для других «расизм» – запрет такого навязывания.
Кто прав? А СУДЬИ КТО?
Мировое сообщество? ООН? То есть те же самые представители полярных точек зрения, которые В ПРИНЦИПЕ не могут ни о чем договориться.
ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ – НЕТ.
Нет? Так-таки и нет? Или все-таки она есть?
По-моему, честный ответ таков.
По существу общей системы ценностей – нет.
Но ФОРМАЛЬНО она есть. Например – все собравшиеся «против расизма». И хотя само понятие «расизм» они толкуют диаметрально противоположным образом, но какая-то общая цепь эти полюса все-таки связывает!
Например, многие евреи были бы, конечно, рады, если бы европейцы ограничили свою политкорректность и жестко разговаривали с исламистами – мол, не доросли вы, господа, до европейской цивилизации, вежливо говоря! Но вот штука – ГДЕ ГРАНИЦЫ этого ограничения политкорректности? Если считать, скажем, что европейская культура, европейские правила, европейские законы «лучше» исламского фундаментализма – то ведь следующим шагом и евреи попадут в разряд «низших» и «неполноценных»! Опыт имеется – и богатый… Да и сами европейцы – если начать отступать от политкорректности – тоже рискуют разделиться на «арийскую расу первого класса» и «низшего класса». Такой опыт тоже имеется – и тоже нехилый…
И сам Ахмадинежад – как ему, наверное, ни странно – тоже в той же ловушке. Проклиная евреев и прочих «неверных псов», не скажешь честно и прямо, что есть народы, веры, расы I сорта (нашего) и II сорта (не нашего). Вот и приходится осуждать «неверных» не за то, что «неверные», а за то, что они, видите ли, «расисты»… То есть за то, что они, неверные псы, вроде бы отрицают «равенство» наций и религий! Хотя на самом деле что там отрицать – очевидно же, что никакого равенства быть не может, сами разговоры на такую тему есть кощунство…
Двухполярный мир, где обе стороны – с большим или меньшим зубовным скрежетом – формально признают «необходимость равенства» обеих сторон и тут же вполне яростно обвиняют друг друга в отступлении от этого принципа!
Не слишком удобный мир. Совсем даже неудобный. Но какая ему альтернатива? Честно назвать «тех, других», – «варварами», «дикарями», «неверными псами»? Не пойдет дело… Вот и приходится обзываться «расистами».
И, видимо, это обязательное лицемерие и называется «прогрессом».
Комментарии
У мусульман сейчас 1387 год. Что делали европейцы в этом своём году? Англичане высаживаются во Франции, два папы римских воюют друг с другом, в Париже восстание и резня, Уот Тайлер в Англии....
Европейцы поумнели после 1945 года, для мусульман он настанет в 2567 году.
Подождём...