Почему банкам не стоило принимать помощь государства

На модерации Отложенный

И дале мы пошли - и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: \"Поведай мне: в сей казни что сокрыто?\"

А.С.Пушкин

У бывшего президента Владимира Путина есть опыт гамельнского крысолова - однажды он повел за собой восторженные массы и коварно покинул их на пике экстаза и на краю бездны - перешел на другую работу. Но вести за собой в условиях ограниченной погодной видимости стало привычкой. И иногда она требует у своего обладателя новых жертв.

В минувшую среду теперь уже премьер-министр Владимир Путин попытался повести за собой банковское сообщество. Он потребовал, чтобы российские банки, получившие господдержку, выдавали эти деньги в кредит предприятиям и гражданам под сверхнизкий процент - на три процентных пункта выше ставки рефинансирования Центробанка. Еще вчера это было 16 процентов годовых. Сегодня, после решения ЦБ о снижении индикатора, - 15,5 процента.

Но банкиры - плохие крысы. Их сообщество - крысиный король, тесно связанный внутренней порукой и обязательствами, и оно крепко своим коллективным разумом. Очевидный прогноз: они не захотят двигаться в никуда, а если их заставить, то на краю очередной бездны у гамельнского крысолова есть реальный шанс испытать на себе судьбу Ивана Сусанина.

Идея накачивать банковский сектор шальными деньгами в условиях кризиса была плоха изначально. Инвестиционный рынок в России находится в глубокой спячке, и на фоне затеянной властями ползучей девальвации у банков не было иного выбора кроме покупки иностранной валюты.

Чиновники при этом не особо скрывали, что безрисковая доходность в сотни процентов годовых в начале года стала своеобразным подарком государства банковскому сектору. Но пир во время чумы оказался скоротечным, и сегодня у большинства недавних получателей госдотаций на руках находятся миллиарды, которые им жизненно необходимо отдать в кредит.

Кредит под 16 процентов годовых в современной России невозможен. Такие деньги можно одолжить и тут же разместить на срочном вкладе, застрахованном государством, по ставкам, приближающимся к 20 процентам. При этом инфляция за 12 месяцев превышает 14 процентов, из которых 6 процентов приходится на текущий календарный год. Даже если Путин поклянется, что она не будет выше, маржа в 1,5 процента для банковского бизнеса не маржа - так, нечто с эпитетом \"маржовый\".

А реальные ставки по кредитам сегодня едва не достигают 40 процентов годовых. Даже ипотеку, которую на самом деле сегодня никому не дают, а только предлагают, предлагают под 20 и более процентов.

В чем суть послания бывшего президента банковскому собранию? Государство готово одолжить банкиру миллиарды при условии, что заработает с этого не больше 1,5 процента годовых. При этом есть ощутимый риск войти во много большие убытки. Взяли бы вы такой кредит? Вот и банкиры не возьмут. Как бы их ни пекли.