Трясет экономику или нет - город Путина построят в срок
На модерации
Отложенный
Талисман Олимпиады по правилам Международного олимпийского комитета следует выбирать только после того, как закончится предыдущая, так что сочинцам надо ждать 2010 года, когда пройдет Олимпиада в Ванкувере. Но еще год назад они провели референдум - в порядке эксперимента. Референдум показал, что с идеями туго: дельфин на лыжах, снежинка на коньках - как-то нелепо. Дед Мороз-биатлонист - это явный перебор, рестайлинг и перезапуск олимпийского Мишки-80 - слишком агрессивный жест, особенно на фоне и без того непростых отношений с Западом.
Если дело важное, решение всегда можно найти, вопрос в цене. Хорошим талисманом был бы кавказский леопард, он же туркменский барс: благородный зверь, на коньках и на лыжах тоже хорошо смотрится. Сложность в том, что его нет - в кавказских горах эту дикую кошку полностью истребили в 30-е годы. Теперь, говорит источник, связанный с олимпийской стройкой, есть идея восстановить популяцию леопардов, и якобы необходимое для этого количество животных уже отловили в Туркмении.
Так что туркменский барс может стать хорошим символом не только самих Игр, но и всей олимпийской стройки. За всю историю олимпийского движения ни один город не был настолько не готов к проведению Олимпиады, как главная российская здравница.
Олимпийская кадровая чехарда продолжается, и в воскресенье в Сочи опять выбирают мэра. Этому человеку можно только позавидовать - он обречен на успех. Во всей стране ближайшие годы станут эпохой бюджетного голода - везде, кроме Сочи, над которым, как и прежде, будет лить золотой дождь.
Сочинская стройка, главный проект Владимира Путина, с самого начала представляла из себя сложнейшую из задач, причем с любой точки зрения - финансовых затрат, логистики, инженерной мысли, политической воли. Кризис нанес по проекту большой удар - деньги стало привлечь гораздо сложнее. «Олимпиада теперь похожа на чемодан без ручки, - говорит политолог Михаил Виноградов, - нести тяжело, бросить жалко». Будь то официальные совещания или беседы с журналистами не под запись, чиновники повторяют одно и то же: все заявки по всем проектам будут выполнены, проблем с деньгами не будет.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ
«I promise», - пообещал, что все будет хорошо, Владимир Путин на финальной презентации сочинской заявки в Гватемале в 2007 году. Слово не воробей: пусть трещит бюджетная система, сокращаются инвестиции, разоряются инвесторы - пока Путин сидит в премьерском кресле, финансирование Олимпиады в Сочи будет идти без сбоев. Фонд национального благосостояния еще с поздней осени чиновники в шутку называют фондом Олимпиады в Сочи.
Секвестировать олимпийские программы или не будут, или будут по минимуму, соглашается политолог Евгений Минченко. Если же встанет выбор: Сочи или социальные обязательства бюджета, не факт, что выберут социалку, размышляет вслух сотрудник правительства. Соцрасходы всегда были для Путина священной коровой, но может даже вдруг оказаться, что есть просто священные коровы, а есть коровы очень священные.
Так что в Белом доме едва ли не всерьез обсуждают, что ради Сочи - если дела пойдут совсем плохо и кризису будет не видно края - власти пойдут даже на вторую волну девальвации. Рубль падает еще на 30%, бюджет автоматически становится бездефицитным - и резервы снова можно пускать на стройку.
В заявочной книге Олимпиады-2014 стоимость ее проведения оценивалась в $8,8 млрд - на строительство объектов - и еще около $1,8 млрд на проведение Игр. Итого $10,6 млрд, которые и не снились другим олимпийским столицам. И сумма вырастет как минимум в полтора раза, предупреждают эксперты.
Этой чудовищной дороговизне - строительство туннеля под Ла-Маншем обошлось в сравнимую сумму - есть объяснение: речь идет не только о возведении стадионов и горнолыжных трасс, но еще и о строительстве или полной реконструкции инфраструктуры большого города. Порты, аэропорт, железная дорога, эстакады и развязки, объекты энергоснабжения, канализация - все это в Сочи, городе, который с начала века строился без генерального плана и самостроем, либо отсутствует вовсе, либо находится в таком состоянии, что все равно надо строить заново.
С САМОГО ВЕРХА
До кризиса Сочи с точки зрения инвестиций был настолько доходным местом, что, когда он выиграл Олимпиаду, лоббистская борьба за право строить едва не похоронила весь проект, и этой возможности все еще исключить нельзя. Начальники «Олимпстроя» и мэры города сменяли один другого с феноменальной скоростью. Слухи, что краснодарского губернатора Александра Ткачева, одного из главных лоббистов, вот-вот снимут, чередовались со слухами, что он вот-вот возьмет стройку под контроль.
Решается вопрос, какие ведомства и уровни власти сколько будут зарабатывать на глобальной стройке - с такой постановкой проблемы согласны даже вполне лояльные чиновники. Но источник в Белом доме утверждает, что стройка управляется «с самого верха» и ни краевые власти, ни тем более новый мэр, ни даже министерство спорта не смогут повлиять серьезно на ход строительства. Краснодарские власти действительно предлагают создать управляющую компанию «Имеретинская низменность». Глава Минспорта Виталий Мутко якобы продвигает идею о «спортивных кураторах», которых надо приставить к каждому из объектов.
Посчитать, сколько на самом деле стоит Олимпиада, довольно трудно - траты пойдут на разные цели в разные годы, по разным статьям и по разным ведомствам.
Например, в заявочной книге расходы на строительство дорог, в том числе и железных, заявлены в размере $4,4 млрд - около 105 млрд руб. по курсу на момент подачи заявки, а сегодня - 145 млрд руб. Оппозиционеры Борис Немцов и Владимир Милов, вступив в борьбу за пост мэра Сочи, опубликовали доклад с анализом олимпийских проблем. У них выходит, что сочинская стройка - одна сплошная авантюра.
Они подсчитали, что строительство одних только автомобильной и железной дорог из Адлера в Красную Поляну выросло до 242 млрд. «Бред отдельных личностей», - комментирует пресс-секретарь Росавтодора Андрей Меньшов. В РЖД Newsweek заявили, что технико-экономическое обоснование автодороги и ж/д ветки «Адлер–Красная Поляна» все еще в разработке: «Характеристики трассы, количество и протяженность инженерных сооружений окончательно не известны».
Немцов и Милов критикуют олимпийский проект в связи с дефицитом электроэнергии: сочинцам и для самих себя ее не хватает, и блэкауты там самое обычное дело. «Свет гаснет по два раза в день», - кивает представитель одного из инвесторов. А после того как Сочи превратится в столицу Олимпиады, энергопотребление возрастет примерно вдвое.
Нужно будет строить новые электростанции - не одну, а много. И тянуть по дну Черного моря газовую трубу. На последний строительный форум в Каннах «Олимпстрой» привез два новых проекта: Джубгинскую ТЭС и ТЭС «Кудепста». Условия инвесторам предлагаются фантастические: контроль за 30% от стоимости проекта, остальное - льготный кредит государственного Внешэкономбанка, а планируемая выручка - в четыре раза выше, чем в среднем по отрасли.
ДРУГОГО ПУТИ НЕТ
Энергетика, связь, 13 транспортных развязок, включая двухуровневые, объездная дорога, олимпийские деревни, больницы, медиацентры, водоснабжение, даже орнитологический парк в Нижнеимеретинской низменности по требованию «зеленых» и МОК, порядка 200 гектаров, с озерами, - заместитель главного архитектора Сочи Виктор Проценко перечисляет, что будут строить. Реконструкция санаториев, довольно мрачных построек времен брежневского застоя. Гостиницы.
Как все это успеть сделать? «Есть задача, поставленная президентом, премьером. Она будет выполнена. Какими методами - посмотрим, но другого пути нет», - отвечает архитектор. Всем, кто связан с Олимпиадой, уже ясно, что в своем самом первоначальном виде проект все же воплощен не будет. Чем-то придется жертвовать. Часть объектов, вероятно, сделают из легкосборных конструкций.
На городские стройки будет необходимо завезти около 100 млн тонн грузов. Пока это просто невозможно: существующая инфраструктура не позволяет завозить более 10 млн тонн в год - до 2014-го не уложатся. Поэтому будет построен порт - единственный в мире грузовой порт, который проработает всего четыре года и потом превратится в марину - причал для частных яхт миллионеров и миллиардеров. Хотя не факт, что миллиардеры станут там парковаться.
В «Базовом элементе» Олега Дерипаски, который занимается этой стройкой, признают, что проект убыточный. Зато в рамках этого проекта возникнет дамба, которая позволит тому же Дерипаске возвести «Имеретинскую Ривьеру» - 250 000 кв. м жилья, магазинов и офисов на самом берегу моря. Этот проект был задуман давно, но нужно было построить дамбу и выселить жителей Имерети. Если строить дамбу своими силами, проект терял экономический смысл. Теперь дамбу строит Минтранс, выселением занимается «Олимпстрой», он же будет платить жителям компенсации. И к тому же структуры Дерипаски получили льготные кредиты на все объекты, где уже началось строительство.
Существует даже конспирологическая версия, что сама идея провести Олимпиаду в Сочи принадлежит крупным бизнесменам. Не только Олег Дерипаска планировал застроить Имеретинскую долину. Владимир Потанин строил горнолыжный курорт «Роза Хутор», чтобы, как он сам объяснял, «у Куршевеля была альтернатива». Идея понятная, но были проблемы с экономикой: стоимость проекта составляла около $160 млн, и их пришлось бы зарыть в землю на долгие годы - до Олимпиады срок окупаемости «Розы Хутор», признают в «Интерросе», составлял гигантские по меркам российского бизнеса 10–15 лет. Потанин еще в 2004 году в интервью «Советскому спорту» предлагал провести в Сочи Зимние игры.
С победой сочинской заявки стоимость проекта выросла со $160 до $540 млн - понадобились гостиницы, ужесточились требования к трассам. Зато срок окупаемости сократился до 5–7 лет. А Внешэкономбанк выделил «Розе Хутор» льготный кредит в $750 млн - на строительство в том числе и других объектов, которые отошли «Розе».
«Роза Хутор» - это часть курорта Красная Поляна. В прошлый вторник в Красную Поляну приехал агитировать за себя кандидат в мэры Сочи Анатолий Пахомов. «Интеллигентный такой, очень проникновенно говорил, - хвалит кандидата Любовь Токарева, секретарь общественного совета Красной Поляны. - Обещал нам, конечно, разное. Но обещал - ведь не значит женился?» С олимпийской стройкой, говорит она, местные жители давно смирились: «Думают, мы на золоте живем. В советское время не разрешали ближе километра от берега ни единого деревца срубить. А теперь - и бук, и ольха. Мне как бывшему специалисту лесного хозяйства это наблюдать горько».
Щепки летят.
Комментарии