Как РПЦ зарабатывает деньги на Пасхе

На модерации Отложенный

Казалось бы, религиозные торжества не должны быть связаны с серьезными материальными тратами. И тем не менее подготовка к главному христианскому празднику в очередной раз потребовала от заинтересованных москвичей ощутимых денежных вливаний в церковный бюджет. Но почему, собственно, православная торговля работает по законам рыночной экономики?

Чтобы отпраздновать воскресение Христа так, как того требует традиция - с куличами, пасхами, яйцами и прочей атрибутикой, - нужно обзавестись соответствующим «инструментарием»: формами для выпечки, наклейками, красителями, подставочками, салфеточками и тому подобной мелочевкой. Понятно, что в обычные магазины с этими целями лучше даже не соваться: ассортимент не тот, да и цены кусаются. Впрочем, большинству людей и в голову не приходит искать пасхальные принадлежности «в миру» - они отправляются прямиком в ближайший храм. Вполне логичное решение, не так ли?

Но не тут-то было. Попав в церковную лавку, окрыленный праздником горожанин с удивлением обнаруживает, что и здесь цены тоже взвинчены даже по сравнению с магазинными. Скажем, простенькая форма для пасхи (так называемая пасочница - четыре деревяшки с пазами, которые складываются в пирамидку) может стоить несколько сотен рублей. За эту же сумму в солидном торговом центре можно купить форму для выпекания кулича, произведенную в Германии, сделанную из сверхсовременных материалов и снабженную тефлоновым покрытием. Похожая история со всеми остальными пасхальными принадлежностями, например с подставками для яиц (раскрашенными тарелками с ямочками). Не будем забывать и о готовых куличах, стоимость которых колеблется от 100 рублей (маленький, кустарный) до 500 (большой, итальянский, в коробке). Расценки колеблются в зависимости от благосостояния конкретной церкви и контингента прихожан, но ниже определенной планки опускаются редко.

Ситуация сложилась естественная и противоестественная одновременно. Как-то незаметно получилось, что предпасхальные хлопоты стали напоминать подготовку к светским праздникам. Купить одно, закупить второе, докупить третье... Подстраиваясь под этот потребительский ажиотаж, церковные лавки формируют соответствующее предложение и поднимают цены. Духовное содержание предстоящего торжества, надо думать, отходит при этом на второй план. Понятно, конечно, что в обществе потребления другого отношения даже к самому что ни на есть религиозному празднику иным быть не может. Да, в былые века, когда христианство было сельской религией, нужды в таком шопинге у наших прадедов не было - формы и пасочницы были самодельными, пекли, варили и красили все сами, на долю церкви же оставалось только освящение принесенных пейзанами продуктов. Сегодня же приходится мириться с тем, что церковь интегрируется в экономику, и если она рыночная, то и в храмовых ларьках будут работать рыночные механизмы. Это, к сожалению, неизбежно - если, конечно, православные не хотят запереться в монастырях и взирать на падший мир с чувством нравственного превосходства.

Но раз так, то почему духовенство не может хотя бы проконтролировать, чтобы «свечные ящики» и лавки при храмах не брали лишнего с тех, кто пытается приобщиться к празднику?

А то получается просто некрасиво, особенно на фоне проповедей о грехе сребролюбия, которые прозвучали с амвонов в Великую Среду. Тем более что эти вопросы находятся во власти настоятелей: с юридической точки зрения все покупки в церкви являются пожертвованиями, размер которых произволен и устанавливается «на местах».

Однако на практике каждый раз оказывается, что приходы предпочитают решать за счет праздника свои финансовые проблемы. Никто, собственно, и не скрывает, что высокие цены в храмах обусловлены именно этим.

- Покупая ту или иную вещь в церкви, человек тем самым делает пожертвование, - объяснили мне в храме Девяти Кизических мучеников. - Таким образом, праздник становится для него еще и маленьким уроком жертвенности, и возможностью поддержать приход.

Жертвенность - это, конечно, замечательное качество. Только вот беда: такое объяснение может впечатлить постоянных прихожан того или иного храма, да и то далеко не всех. Вообще же навязчивые намеки на пожертвования обычно не вызывают ничего, кроме отторжения. Подобным раздражающим образом, к примеру, ведут себя представители заштатных монастырей, отправленные в мир для сбора денег. Понятно, что «перегибы на местах» неизбежны - даже самому строгому священнику и самому набожному эконому сложно не соблазниться, каждый день имея дело с немаленькими суммами денег.

Понятно, что не все храмы спонсируются чиновниками или бизнесменами, не все монастыри привлекают толпы паломников, но помилуйте - надо уметь в какой-то момент остановиться! Вспомнить Евангелие. Обратить, наконец, внимание на то, что сегодня провозглашают с кафедр архиереи. А провозглашают они, напомним, что отныне РПЦ начинает движение навстречу обществу, то есть - миссионерскую работу. А ведь это не столько лекции или книготорговля, сколько сам имидж церкви в глазах общественного мнения. Что в этом смысле может быть лучше и полезнее, чем радостный, вкусный и всенародно любимый праздник Пасхи? А между тем раз от раза получается, что люди, не озабоченные финансовым благополучием того или иного прихода, просто являются в храм и, помимо нашего традиционного церковного «гостеприимства», сталкиваются с тем, что праздничной атрибутики либо нет в наличии, либо она есть, но стоит столько, что небогатым в массе прихожанам впору взяться за голову. В итоге получается не миссионерство, а что-то прямо противоположное - этакий сабантуйчик для своих.

В общем, если вы хотите действительно приобщиться к традиции, не устраивайте оптовую закупку праздничной атрибутики, а попытайтесь сделать все сами. Да, это долго, хлопотно, неэстетично - но три яйца, покрашенные в кастрюльке, и собственный кулич, испеченный в алюминиевой банке, подарят гораздо больше праздничных эмоций, чем груда покупной мишуры. Многовековой опыт наших предков тому свидетельство.