Народ от девальвации обеднел, банкиры - разбогатели

На модерации Отложенный

За период с ноября 2008 г. по январь 2009 г. “бедные” российские банкиры заработали на девальвации национальной валюты почти триллион рублей. И это не чьи-то домыслы, а почти официальная информация. О 800—900 млрд. рублей девальвационных доходов “жирных котов” заявил на конференции РСПП заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. По сравнению с “заработанным” триллионом многомиллионные бонусы банкиров выглядят невиданной скромностью, достойной всенародного восхищения.

Нет сомнений, что благодарности от банкиров в эти дни слышны в коридорах всех ветвей власти. Например, в Госдуме, принявшей Федеральный закон “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации”. По этому закону четыре “системообразующих” банка получили от государства и Банка России в общей сложности 950 млрд. рублей в форме кредитов без обеспечения под 8% (!) годовых. Причем вернуть эти деньги банкирам предстоит не ранее 31 декабря 2019 года.

Немало теплых слов банковское сообщество может высказать и в адрес правительства. Осенью прошлого года ведомство Кудрина значительно расширило количество банков, допущенных к аукционам по размещению на их счетах средств федерального и региональных бюджетов. А также в разы снизило нормативы обязательного резервирования.

Что это дало банкирам? Деньги были направлены не на кредитование, а на валютный рынок.

Наконец, заслуживает приветственных речей Центробанк, с 19 октября прошлого года выдавший “несчастным” банкам более 4,5 трлн. рублей. На первом же аукционе по предоставлению кредитов без обеспечения Центробанк предоставил банкирам 387,7 млрд. рублей сроком на 1 месяц под средневзвешенную ставку 9,9% (!) годовых. “Заработок” банковского сектора от “прокрутки” этих средств на валютной бирже составил 5,7%, или 19,3 млрд.

рублей.

С начала ноября прошлого года по конец января года нынешнего каждый рубль, использованный банками в игре на понижение рубля, принес 30,7 копейки дохода. Так что скорее всего банкиры выиграли на девальвации не 800—900 млрд., а значительно больше — около полутора триллионов рублей.

К примеру, один из “системообразующих” банков получил от государства и ЦБ 543 млрд. рублей, а прирост кредитов, выданных им предприятиям и населению, за прошлый год составил чуть более 300 млрд. Схожую картину можно наблюдать в большинстве крупных банков: финансовая помощь направлялась на что угодно, только не на поддержание сползающей в кризис экономики.

Использование всех возможных ресурсов для получения выигрыша от девальвации привело к снижению остатков денежных средств на счетах банков в ЦБ. Если на 1 ноября прошлого года свободные средства банков оставляли 608,7 млрд. рублей, то на 30 января этого года — 480,1 млрд. рублей. В свою очередь, недостаток свободных средств привел к резкому увеличению стоимости рублевых кредитов — до 26,6% годовых по трехмесячным ссудам. Да и зачем кредитовать под 26,6% за год, если можно выиграть 30,7% за три месяца?

Пока “жирные коты” получали сверхприбыли, правительство и Центробанк осуществляли операцию прикрытия, рассказывая народу о том, что ситуация под контролем. Итогом “контроля” стало уменьшение за ноябрь прошлого — январь нынешнего года международных резервов страны почти на $100 млрд., с $484,6 млрд. до $386,9 млрд. В следующем году бездарно растраченных денег России может ой как не хватить. Зато за банкиров можно порадоваться: “жирные коты”, которых сам премьер-министр Путин недавно призвал “не трогать”, в кризис наелись досыта.