Как сделать из наших детей нормальных людей?
На модерации
Отложенный
Я давно не толкал пространных телег за жизнь, собираюсь вернуться к этой практике. Вот этот замечательный образчик гуманитарной мысли меня подтолкнул.
Пост начинается с критики закона об ограничении «вредной для детей» информации, якобы пропагандирующей насилие. Изначально правильный посыл «просмотр боевика со стрельбой не сделает ребенка моральным калекой, напротив, может быть полезен» доводится до абсурда и превращается в «ребенка надо учить быть жестоким, через боль и унижение». Эта риторика в другой форме очень часто встречается, например, у камрадов с красными циферками на юзерпиках. Культ воина, уместный в обществе, в котором насилие было обыденностью, проецируется на современность. При таком подходе человек, ни разу в жизни не зарезавший курицу, — слабак, а дикарь с дубиной, живущий для того, чтобы убивать и быть убитым, — идеал человека. Все прочие заслуги в расчет не берутся.
Это даже не культ силы. Реальная сила сегодня имеет к дубине весьма отдаленное отношение. Благообразный старичок, никогда не видевший крови и всю свою жизнь посвятивший решению фундаментальных вопросов физики, оставит больший след в истории, спасет или отнимет больше жизней, чем миллион «воинов».
Вся суть традиционного воспитания состояла в том, чтобы встроить человека в иерархию. Древняя Спарта с ее воинскими культами пала перед более развитой Македонией*, японское самурайство выжгла бомба, сделанная кабинетными учеными, военная аристократия выродилась и уничтожила сама себя. Эти иерархии давно мертвы, и их обряды инициации неактуальны. Глупо обрезать ножницами неподходящую деталь пазла и пытаться впихнуть ее на чужое место, головоломку таким образом не собрать. Тем более что пазл никому не интересен и все уж давным-давно собирают четырехмерный кубик Рубика.
Возвращаясь к посту Пожарского, там был замечательный пассаж о «стрельбе по собакам». Дескать, японцы стреляли, избавлялись от моральных барьеров, потому и становились такими отважными и благородными воинами. Так вот, отношение к собаке в самурайской Японии несколько отличалось от современного европейского, и отнюдь не каждый пес был благородным животным и другом человека, скорее просто рабочей скотиной, расходным материалом. Для человека европейской культуры убийство собаки связано с большими переживаниями, чем для человека азиатской. Сегодня для этого нужно переступить больше барьеров, чем двести лет назад. На таких передергиваниях всё и строится. Воспитывать современного человека в согласии с нормами, актуальными для другого исторического и культурного контекста, — всё равно что разгуливать по мегаполису в рыцарских доспехах, размахивая мечом.
Громоздкие доспехи не позволят увернуться от мчащегося грузовика, от человека в подобном наряде будут отшатываться прохожие. А когда он вступит в неизбежный конфликт с милицией, то броня не спасет от метко выпущенной пули. Сомнителен даже эстетический аспект этой затеи: средневековые рыцари красивы в кино и на страницах книг. Реальность куда более прозаична и неприглядна, нас передергивало бы от одного их запаха.
«Умение постоять за себя», «умение зарезать курицу», «умение разжечь костер одной спичкой», «умение выкопать могилу для всей семьи в мерзлой земле детским совочком» — это полезные навыки, которыми можно овладеть при наличии свободного времени и энтузиазма. Но строить всю свою самоидентификацию на том, что когда-то наступит конец света и придется душить гусей и жечь костры, — глупо. Конец света может и не наступить, а если наступит, то первым делом пойдет в ход ядерное оружие и нам станет всё равно. Если всерьез думать об апокалипсисе, то нужно запасаться героином, а не тушенкой.
Общество идет вперед не только в технологическом отношении. Раньше у людей, ежедневно контактировавших с насилием на бытовым уровне, мораль была куда более гибкой и получить удар ножом ради пары медных монет было гораздо проще, чем сейчас. Сейчас же на каком-то уровне большинство людей понимает, что убивать или даже грабить — нехорошо. Это здорово упрощает жизнь.
Анхуманизм очень хорош как личная философия, быть волком среди овец — комфортно. Но желание спроецировать его на всё общество приведет к тому, что останутся одни лишь волки, постоянно жрущие друг друга, поскольку другой пищи не будет. Нужно ли это анхуману? Это нужно только лишь овцам, которые полагают, что, занявшись каннибализмом, смогут приблизиться к волкам. Обожествление насилия — другая сторона жертвенности, овца не понимает, что жестокость — не цель, а всего лишь метод, и метод отнюдь не универсальный.
Особенно это заметно на примере сторонников правого дискурса. Под предлогом стремления к сверхчеловеку нам предлагают вернуться обратно к обезьяне. Притом что пути назад нет, и сколько бы бледнолицый человек ни стучал себя в грудь, он никогда не станет сильнее гориллы. Ему и не надо, в общем-то, превращаться в гориллу. Ему следует летать в космос, покорять морские глубины, выплавлять пилюлю бессмертия или просто предаваться гедонизму.
А если уж так хочется позвенеть ржавым железом, то делать это следует в специально отведенных местах, не смущая людей своим видом, запахом и неадекватным поведением.
*По поводу Афин моя оговорка, да.
Комментарии
но легкая агрессивность присутствует... или я ошибаюсь?
Методы воспитания детей вообще то \"пылятся на полках\" - в толстых переплетах... и раскрываются в добрых примерах. Развитие должно быть сбалансированным, чтобы развивающаяся личность хорошо видела левое и правое... то к чему надо стремиться и от чего воздержаться.
\"узко-воспитанная\" личность не сможет этого добиться или увидеть. Но всякому дается в жизни свой уникальный (пусть маленький, но действенный) шанс - внутреннее преображение, изменение, раскол в душе через не-хочу. К свету, к любви, к добру.. ИМХО.
Так что в гипотезе о \"мутациях\" есть доля истины. Вот только авторы забыли сказать, что внезапная российская деградация временна и обратима, поскольку вызвана циклическим кризисом (космического происхождения?). А деградация зажравшегося \"золотого миллиарда\" - есть процесс медленный, но необратимый
Любой отечественный сриал-это убийства, бандиты, шалавы,стрельба, наркотики.
Вот на этом растет молодеж, вы посмотрите в чём ходят: цвет чёрный, фасон спортивный, круто мля!
А что плохого в Шварценеггере и Сталоне незнаю, там даже совсем маленьким понятно, что это сказка прилюбом раскладе, не говоря уже о подростках.
А образцы для подражания никуда не делись, просто о них непринято говорить в нашей стране, ведь они сиськой голой не мелькают и как гомики не рядятся.
Оглянитесь на отечественных \"героев\", не дай бог таких кумиров.
Люди бороздят космические просторы, химики там что то колдуют над пробирками, доктора лечат, а эти все по собакам стреляют и со своими симками звонить просят.
Между тем именно эти уровни памяти и являются основными при определении смысла человеческой жизни. Ведь накопление ценностей нетленных, то есть переходящих на новые уровни человеческого бытия, происходят именно в этих базовых хранилищах. Но особенность их состоит в том, что, если механическая память накапливается путем механического накопления всевозможной информации БЕЗ ПРОЖИВАНИЯ ее, или участия в ней, как составной част...
Во время отражения танковой атаки погибли все артиллеристы, позиция была почти окружена, а наш герой в полузабытьи все вставлял и вставлял снаряды в орудие и бил по танкам.
Когда свои его нашли и спросили о причинах столь странного поведения, он виновато ответил \"некуда было бежать\" :)
Много лет спустя, в эпоху перестройки, меня подобрали сектанты. Откормили, отпоили и поставили в строй слушать какую-то лекцию. На удивление, лекция тоже оказалась \"уроком мужества\". Двадцать пять минут виртуальной крови и боли через микрофон и под музыку.
Я чувствовал себя довольно дискомфортно и вопросительно смотрел на начальство. Начальство мне слегка улыбалось и кивало, - терпи мол, так было надо
Вы написали: \"Общество идет вперед не только в технологическом отношении. Раньше у людей, ежедневно контактировавших с насилием на бытовым уровне, мораль была куда более гибкой и получить удар ножом ради пары медных монет было гораздо проще, чем сейчас. Сейчас же на каком-то уровне большинство людей понимает, что убивать или даже грабить — нехорошо.\"
Но это же по-меньшей мере не соответствует реалиям дня! Убить сейчас могут и по гораздо меньшему поводу, чем \"пара медных монет\", как Вы выразились. Вот, недавний случай из моего района. В маршрутке не поздним вечером женщина не согласилась подвинуться, когда ее об этом попросили двое мужчин. В конце маршрута ее обнаружил водитель на том же сидении с ножом в животе.
Жестокость процветает. Я согласна с Вашим заключением, что общество идет вперед. Но вот куда? По всему видно, что к своему вырождению.