Какие профессии будут востребованы после кризиса?
На модерации
Отложенный
Кризис ставит все на свои места: убирает «лишних» специалистов и выявляет дефицит необходимых. Экономический спад заставляет людей задуматься о выборе профессии, которая будет не только престижна и популярна, но и востребована сейчас и потом.
Любой серьезный кризис обязательно приводит к существенным изменениям объекта, охваченного кризисом. Это в полной мере относится к сегодняшней российской экономике и входящим в ее состав рынкам труда и образования. Подавляющему числу россиян, от рядовых наемных работников, детей и пенсионеров до руководителей и предпринимателей, придется долго расплачиваться за серьезные управленческие и экономические ошибки, допущенные в стране.
Начавшийся процесс уменьшения оплаты труда в компаниях и рост безработицы, падение производства и налоговых поступлений в бюджет, усиливающаяся инфляция неизбежно приводят к существенному снижению уровня жизни населения. И это не прихоть злых и безответственных работодателей, а экономическая необходимость. Без этого экономику не оздоровить и из кризиса не выйти, какие бы обнадеживающие речи не говорились теми, кто управляет страной.
Затягивание поясов началось для многих уже в конце 2008 года и активно продолжается. Но изменения на рынке труда выражаются не только в снижении заработных плат и росте безработицы. Меняется структура спроса на труд по профессиям и по уровню квалификации работников. Формируется новая реальность, жить при которой мы будем в 2009 году и в последующие годы. Совершенно очевидно, что это будет уже совсем не такой рынок труда и не такая система профессионального образования, к которым мы привыкли.
Уже к осени 2009 года станет очевидной раздутость и экономическая несостоятельность российской системы «высшего» образования. При относительной стабильности общей численности населения страны количество студентов в вузах увеличилось с 2,6 млн. человек в 1993 году до 7,5 млн. чел. в 2007 году (со 176 до 525 студентов вузов на 10 000 человек населения). Численность студентов средних специальных учебных заведений в этот период тоже увеличилась, хотя и не столь значительно (на 28,7 %).
Особенно бурно росло заочное образование в негосударственных вузах. Если общее число студентов в негосударственных вузах выросло за этот период в 18 раз, то число заочников в них – в 38 раз. Доля заочников в государственных вузах увеличилась с 29,4 % до 40,8 %, а в негосударственных вузах – с 31,4 % до 66,6 %.
При переходе страны к рыночной экономике многие квалифицированные преподаватели ушли из вузов в коммерческие структуры и в органы государственного управления. Относительно невысокая оплата труда профессорско-преподавательского состава в большинстве вузов создала серьезные трудности для подбора достойной замены тем, кто ушел, и для привлечения новых преподавателей в связи с ростом числа студентов. Если в 1993 году в вузах приходилось в среднем 10,7 студента в расчете на одного преподавателя, то к 2007 году это число увеличилось до 17,8 студента. Нагрузка на преподавателя выросла почти на 70 % и сейчас значительно превышает аналогичные показатели западных вузов.
Практически невозможно найти объективные показатели, характеризующие изменения в уровне и качестве российского образования. Но нужно обладать богатой фантазией, чтобы представить, как рост общего числа студентов в 2,9 раза и числа студентов-заочников в 4,4 раза, увеличение нагрузки преподавателей на 70 %, финансовые трудности в развитии материально-технической базы вузов и снижение требований к абитуриентам (это неизбежно при значительном расширении платного образования) могли пройти без существенного ущерба для общего качества образования.
Высшая школа России росла в последние пятнадцать лет как на дрожжах. В большой мере это происходило за счет увеличения числа студентов и выпускников по «модным» специальностям, обучение по которым не требует значительных инвестиций в материально-техническую базу учебного процесса. Возросший спрос населения на дипломы о высшем образовании удовлетворялся за счет расширения подготовки экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов, специалистов государственного и муниципального управления, психологов и прочих «белых воротничков» для работы в офисах.
Высокие мировые цены на сырьевые ресурсы, приток иностранных инвестиций (в значительной мере спекулятивных, т.е. связанных с игрой на фондовом рынке), непомерный рост кредитной задолженности компаний (только зарубежные долги составили на конец 2008 года около 500 млрд. долларов) во многом определили в последние годы масштабы и структуру спроса на наемный труд в России. Рынок труда был явно перегрет и внешне почти безболезненно впитывал в себя миллионы новых специалистов с вузовскими дипломами. При этом безработица не увеличивалась, а дефицит рабочих кадров постоянно усиливался.
Сейчас только ленивый не говорит о начавшемся кризисе рынка труда. На самом деле наш рынок труда уже несколько лет находится в нездоровом кризисном состоянии, а сейчас начался очень трудный и болезненный процесс выхода из кризиса. Необходимость жить по средствам уже заставила многих работодателей пересмотреть свои потребности в трудовых ресурсах. И этот процесс будет активно продолжаться в 2009 году. Причем речь идет как о сокращении потребности в тех, без кого можно обойтись, так и о росте потребности и повышении требований к профессионализму по отношению к тем, кто действительно нужен для выживания и развития компаний в период выхода из кризиса.
Менее значительные изменения будут в той части рынка труда, которая связана с работой органов государственного и муниципального управления, а также с работой различных государственных организаций и служб (образование, здравоохранение, силовые структуры и пр.) В похожем положении будут находиться полностью или во многом принадлежащие государству предприятия, обеспечивающие функционирование материальной инфраструктуры страны (энергоснабжение, городское хозяйство, транспорт и пр.)
Создается новая реальность рынка труда в России, приспосабливаться к которой неизбежно придется практически всему трудоспособному населению страны, а также многочисленным трудовым мигрантам из ближнего зарубежья. Привычного перегретого рынка труда в 2009 году и в последующие годы уже не будет. Существенные перемены затронут жизнь и работу как тех, кто уже имеет профессию и образование, так и тех, кто получает сейчас профессиональное образование или собирается его получать.
Формируются и будут реализованы следующие основные тенденции на рынках труда и образования:
1. Значительно возрастет число ненужных рынку для работы по специальности экономистов, юристов, управленцев и прочих офисных работников, имеющих дипломы о высшем образовании. Особенно сильно это коснется тех, кто получит дипломы в ближайшие год-два. Стране по многим специальностям не нужно столько специалистов с вузовскими дипломами, сколько уже выпустила и собирается еще выпустить из своих стен высшая школа. Увеличится число выпускников, которым при наличии вузовского диплома придется выбирать и осваивать новые профессии.
2. Гораздо более частым явлением станет работа специалистов с высшим образованием на рабочих должностях. Разумеется, потребуется время и болезненная для многих перестройка жизненных стереотипов, чтобы пойти в рабочие. Но необходимость зарабатывать на жизнь и отсутствие реальных альтернатив сделают людей более гибкими в выборе работы.
3. В относительно более выгодном положении окажутся специалисты с высшим образованием, относящиеся к профессиям типов «человек-техника» (инженеры, технологи, конструкторы, проектировщики, программисты и др.) и «человек-природа» (агрономы, зоотехники, врачи и др.), с включением сюда и тех профессий, в которых эти два типа предмета труда тесно переплетаются (биотехнологи, фармацевты, химики и др.) Если есть интерес и способности к такого рода профессиям, то их стоит рассматривать в первую очередь для выбора профиля обучения при поступлении в вузы.
4. Многих из тех, кто хотел бы получить образование экономистов, финансистов, юристов и прочих офисных работников, жизнь заставит гораздо серьезнее заниматься выбором вузов для обучения. Специалисты этих профессий будут всегда хорошо востребованы рынком труда при условии, что они получили серьезное образование в солидных вузах. И резко ухудшаются перспективы выпускников слабых учебных заведений, дающих дипломы государственного образца, но не помогающих получить основательные профессиональные знания и навыки.
5. Существующую систему высших учебных заведений в 2009 году ждут очень серьезные, а в ряде случаев катастрофические потрясения. Со некоторыми вузами произойдет примерно то, что в 90-е годы случилось, например, с известными московскими автозаводами ЗИЛ и АЗЛК, а также с многочисленными отраслевыми институтами повышения квалификации. Оказавшись неспособными дать продукцию и услуги того качества, которое требовалось рынку, они разорились или коренным образом изменили профиль деятельности.
6. Вузовский кризис в ближайшее время дополнительно усилится из-за значительного сокращения числа потенциальных студентов вследствие спада рождаемости в первой половине 90-х годов. Очень сильно по платному вузовскому обучению ударит снижение жизненного уровня населения и возможностей платить за высшее образование. Уменьшится число поступающих в вузы на платное обучение, многие студенты лишатся возможности продолжить обучение из-за недостатка средств. Свертывание работы вузов и их банкротства ударят и по тем студентам, которые могли бы оплачивать свое обучение, но продолжать его в прежних местах станет невозможным. Их утешит то, что в условиях избыточного предложения услуг на рынке высшего образования студенты разоряющихся вузов часто окажутся желанными для тех, кто устоит на рынке. Выбирая вуз, теперь нужно будет гораздо серьезнее оценивать шансы того, что он не разорится
7. Необходимость поддерживать свою конкурентоспособность на рынке труда заставит многих специалистов гораздо больше времени и сил тратить на повышение своей реальной квалификации, на поддержание и развитие действительного профессионализма. В какой-то мере это поддержит спрос на услуги организаций дополнительного профессионального образования. Но снижение жизненного уровня населения и необходимость экономить деньги подтолкнут многих к самообразованию по книгам и с использованием относительно недорогих форм самостоятельного обучения на основе учебных интернет-ресурсов и медиакурсов.
8. Ситуация на рынке труда в период длительного выхода из кризиса будет сопровождаться усилением структурной безработицы. Безработных станет больше, и очень многие из них будут искать для себя привычную работу в местах своего проживания. Модели поведения людей консервативны. Гром должен грянуть очень сильно и не один раз, чтобы у человека появилась готовность сменить профессию или переехать туда, где для него есть работа. При возросшей безработице останутся серьезные трудности с заполнением непрестижных, относительно малооплачиваемых или требующих переезда к месту работы вакансий. Поощрение и поддержка мобильности населения (включая переобучение) должны стать одной из главных реальных задач государственных служб занятости.
9. В условиях длительного выхода из кризиса и обострения конкуренции между компаниями возрастет требовательность компаний к персоналу, в том числе к вновь нанимаемым работникам. По сравнению с тем, что было в последние годы, будет значительно сложнее получить ту работу в коммерческих организациях, которой ты недостоин (в том числе получить по знакомству или родственным связям). Возможности держать не слишком нужных работников у компаний значительно сократятся. А вот в организациях, которые не находятся в условиях реальной рыночной конкуренции, существенных перемен не будет. Поэтому связи и знакомства в таких организациях станут еще более важным фактором трудоустройства.
10. В условиях реального рынка труда успех соискателя в поиске работы зависит не только от его профессионализма, работоспособности и мобильности. Очень большое значение имеет правильное понимание работником механизмов функционирования рынка труда и умение грамотно продвигать (продавать) себя на этом рынке. Поэтому в период длительного выхода из кризиса нужно не только правильно выбирать профессию и повышать свою квалификацию, но и овладевать искусством самомаркетинга на рынке труда. Человек, владеющий этим искусством, при прочих равных всегда добьется большего.
Такова новая реальность, жить и работать в которой большинству россиян придется в 2009 году и в последующие годы. Страна в течение нескольких лет копила предпосылки для того спада, который мы сейчас переживаем. И выходить их этого спада на те экономические показатели и тот уровень жизни, которые стали привычны в последние годы, тоже придется в течение нескольких лет.
Эти несколько ближайших лет будут уже не кризисом, а долгим выходом из того кризиса, в острую фазу которого страна вступила в конце 2008 года и в основном пройдет за первую половину 2009 года. Выход из кризиса – это период относительной стабилизации жизни в новой реальности, на существенно более низком уровне благосостояния, но с более умным и рачительным использованием всех оставшихся ресурсов. Период, когда в экономике страны начинаются позитивные изменения. Когда становится все больше предприятий и организаций, постепенно, иногда небольшими шагами, улучшающих свои показатели. И в этот период Россия вступит уже в ближайшие месяцы. Кризисов национального масштаба с летальным исходом в экономике не бывает.
Главные трудности ждут Россию и весь остальной мир не в 2009 году и не в ближайшие годы, а намного позже. Но это уже другая тема, думать о которой тоже нужно, хотя совсем не хочется. Как не хотелось думать в последние годы о том, что за благосостояние и улучшение жизни, полученные в долг у будущего, обязательно придется расплачиваться.
Статистические показатели по системе высшего и среднего специального образования в России взяты с официального сайта Росстата.
Комментарии