Полулежа на диване из красного бархата, он самодовольно окидывал взглядом роскошную обстановку. Двери на террасу виллы были открыты, легкий бриз с берега Красного моря едва колыхал легкую занавеску. " Я веду спокойную, размеренную жизнь. Целиком и полностью посвящаю себя Аллаху", — лениво рассказывал Иди Амин саудовскому журналисту, почтительно стоящему в сторонке.
Это шестая статья из цикла "Как умирали диктаторы". Предыдущую можно прочитать по ссылке в конце этого материала.
Иди Амин/ © cdn.history.com
Повелитель рыб
К сожалению, 70-летний угандийский диктатор, в чье недолгое правление было физически уничтожено около полумиллиона человек, избежал наказания за свои злодеяния, живя в роскоши и до конца дней не отказывая себе ни в чем. Вот только в неге и богатстве он купался вдали от родины, в дружественной Саудовской Аравии.
Иди Амину, которому без проблем удалось сбежать из Уганды на личном самолете с женами и 23 отпрысками от разных браков, повезло — в столице не было в тот момент силы, способной помешать ему. Поэтому прихватив национальную казну, он сумел без паники и спешки улететь из объятой пламенем войны страны. Сначала в Ливию к дорогому полковнику Каддафи, а потом и в Саудовскую Аравию в город Джидда, где власти отдали ему в распоряжение хорошо охраняемую резиденцию на берегу моря. Но даже под защитой дружественных арабов Иди Амин не чувствовал себя в безопасности, боясь выходить с территории виллы.
Он прекрасно знал какое к нему отношение в родной Уганде и насколько просто соотечественникам достать его хоть на краю света. Человеку, который превратил страну в отсталое тоталитарное государство, по чьему приказу за восемь лет было казнено 500 тысяч человек, кто лично убил около 2000 сограждан, стоило опасаться за свою жизнь.
Собственно, это опасение и определило политику угандийского диктатора во время его правления. Хотя какая там политика, на международной арене Иди Амина иначе как клоуна не воспринимали. Его официальный титул был "повелитель всех земных зверей и морских рыб, покоритель Британской империи и король Шотландии". Чего стоило одно только объявление им войны Соединенным Штатам Америки и победные реляции об тотальной победе на следующий день. А скупка у коллекционеров всевозможных государственных мировых наград и ношение их на своем кителе с соответствующими званиями?
Иди Амин с частью своих наград/ © AP
Опасаясь покушения
Но все бы было смешно, если бы не было так грустно. Опасаясь заговоров, угандийский диктатор расправлялся в стране со всеми подряд. Не имело никакого значения, простой это земледелец, или преподаватель в университете — итог был одинаков. Людей хватали на улицах, некоторых убивали на месте, некоторых волокли в тюрьмы и уже там лишали жизни. Достаточно было неосторожного взгляда, одного слова, полунамёка... И человек оказывался в застенках. При этом казни, проводимые по приказу диктатора отличались особой жестокостью — людей пытали, закапывали заживо, бросали на съедение крокодилам. Все это могло произойти лишь по прихоти Амина, только из-за дурного расположение тирана.
Не сказать что народ безропотно сносил все эти беспричинные издевательства – люди "пачками" бежали в соседнюю Танзанию. Причем это были и простые граждане, и чиновники, и даже высокопоставленные министры. Находились и те, кто пытался физически устранить Амина. Начиная с середины 70-х он перенес 13 покушений на собственную жизнь и стал крайне острожным. Так, маршруты передвижений диктатора держались в тайне, поэтому его визиты зачастую становились для подчиненных сюрпризом (как правило, с трагичными последствиями).
Когда представлялась возможность, он передвигался на военном катере, когда такой возможности не было, то по всему маршруту передвижения полностью отключалось электричество.
У него было несколько двойников, разъезжавших по стране (и постоянно гибнущих), он избегал открытых пространств — всё по стандартам поведения одиозных диктаторов. И репрессии... Бесконечные репрессии всех подряд. Амину было неважно, чужой это человек или самый близкий. Он собственноручно казнил свою жену и расстрелял двух сыновей, заподозренных в заговоре. А в 1978 году диктатор прямо заявил в выступлении по радио: "Мы будем давить танками всех противников действующей власти".
И он сдержал свое слово, усилив отток населения и падение экономики в полные тартарары. Заключительным аккордом его правления стала война с соседней Танзанией. Страна неожиданно быстро смогла дать Амину отпор. Армия Танзании не только изгнала войска агрессора со своей территории, но и перейдя границу Уганды, пошла штурмом на столицу Кампалу. Почувствовав что это конец, Иди Амин прихватив казну, которую давно держал при себе, собрал всех своих жен и отпрысков и улетел на личном самолете в Ливию.
Окруженный заботой
Там он долго задерживаться не стал, а через полгода, сполна насладившись гостеприимством полковника Каддафи, отбыл в Саудовскую Аравию, где во втором по величине городе страны Джидде ему предоставили в бессрочное пользование шикарную резиденцию. Мало того, даже назначили пожизненную пенсию.
Произошло это в 1979 году и почти четверть века угандийский диктатор жил в Саудовской Аравии ни в чем себе не отказывая. У него были деньги, у него была охрана, у него были жены (новые) и многочисленные дети. Не было одного — свободы передвижения. Арабы ничуть не ограничивали Амина, но после того, как в 1995 году на него было совершено очередное покушение во время тайного визита в Ливию, Амин больше Джидду не покидал.
Да и сложно ему это было сделать. В конце 90-х у него стали отказывать почки. Лечение кратковременно снимало симптомы, но состояние стремительно ухудшалось. В июле 2003 года Амин впал в кому. Его перевезли с виллы в военный госпиталь, и там сумели ненадолго привести в сознание. Чтобы спасти жизнь, нужна была срочная пересадка донорской почки, но нужного органа не было, а многочисленные дети 78-летнего диктатора отказались жертвовать свои органы.
Иди Амин в госпитале в Джидде, Саудовская Аравия/ © thecapitaltimes.co.ug
Иди Амин умер в августе 2003 года на больничной койке госпиталя в Джидде как благопристойный обыватель, оплакиваемый четырьмя женами и многочисленным потомством. Вот так бывает в истории — оставивший кровавый след диктатор заканчивает свои дни в окружении любящей родни, избежав наказания за геноцид собственного народа.
Избежал наказания и диктатор с другого конца планеты. Но если в случае Иди Амина его смерти желали абсолютно все, то кончина Аугусто Пиночета расколола чилийское общество надвое. Смерть самого противоречивого диктатора современности — тема следующей статьи.
Предыдущая статья цикла:
Как умирали диктаторы. Ким Ир Сен
Жорик – историк2 дня назад
Комментарии