Почему Лукашенко жалуется на Россию?

На модерации Отложенный

Неожиданные заявления, сделанные президентом Белоруссии Александром Лукашенко на недавней встрече с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым, продолжают оставаться в эпицентре внимания и активно обсуждаться экспертами.

Напомним, Лукашенко, в частности, заявил: «Дошло до того, что (российские представители. – Прим. КМ.RU) начали публично упрекать, мол, дали вам (Белоруссии. – Прим. КМ.RU) кредит в $2 млрд. Нам МВФ дал кредит на лучших условиях, а сколько Россией за последние полтора-два года было выкачано из экономики Беларуси за счет незаконного введения пошлины на нефть, трехкратного повышения цены на газ? $10 млрд за полтора года забрали и $2 млрд под дикий процент дали. Так мы разрушим все, что было создано до нас. Нам очень обидно, мы будем бороться за Россию, чтобы не потерять ее. Думаю, что и России небезразлична судьба Беларуси».

Такие слова, действительно, вызывают недоумение. Заявления подобного рода политические лидеры обычно делают в период заметного ухудшения отношений с другими странами. Что же скверного произошло в диалоге Минска и Москвы в последнее время?

Неясности в российско-белорусских делах нарастали постепенно. Аналитики обращали внимание на то, что Минск старается уклониться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, хотя этот шаг сильно помог бы не только кавказским республикам, но и Москве, которая испытывает в этом вопросе давление со стороны Запада. В свою очередь Белоруссия обратилась к России с просьбой о предоставлении кредита в 100 млрд рублей, и до сих пор этот вопрос не решен положительно. Хотя открыто Москва не отказала Минску в кредите, но и денег пока не дала.

К сожалению, на этом список спорных вопросов не заканчивается. Белоруссия заинтересована в расширении присутствия своих товаров на российском рынке, но считает, что Россия ограничивает доступ. Также не стоит забывать, что Евросоюз предложил Белоруссии участвовать в «Восточном партнерстве» — программе, которая призвана способствовать экономическому и политическому сближению стран — участниц программы. Некоторые аналитики усматривают в этом определенный сигнал для Москвы, свидетельствующий о дрейфе Минска на Запад. Так это или нет, пока говорить рано, но факт потепления отношений между Брюсселем и Минском уже отрицать вряд ли возможно. Если раньше политическую и экономическую систему, выстроенную в Белоруссии, на Западе подвергали последовательной критике, то сейчас европейцы явно смягчили тон.

Вот на таком фоне и сделал Лукашенко свое заявление.

Есть ли основания считать, что факт прозападных тенденций в белорусском руководстве подтвердился? Насколько обоснованны претензии Минска? На эти вопросы отвечает Александр Фадеев, руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ.

— Никаких оснований делать такие заявления у президента союзной страны нет, поскольку все эти годы Россия оказывала достаточно сильную помощь Белоруссии, в том числе в виде дотаций, преференций, льгот. Хочу сказать, что до сих пор на газ пошлины нет, то есть он вывозится в Беларусь беспошлинно и Беларусь на этом экономит громадные средства.

Конечно же, с 2007 года Россия ряд льгот свернула, объявила о программе перехода на рыночные отношения со всеми постсоветскими государствами, включая Белоруссию. Было заключено соглашение и протокол к нему между «Газпромом» и «Белтрансгазом» о постепенном повышении цен, но мы с учетом кризиса, с учетом сложного положения экономики Белоруссии пошли навстречу Минску. Беларусь получает газ по гораздо более низкой цене, чем соседняя Польша и прочие другие страны. Россия продолжает помогать Белоруссии. Но Россия делать это бесконечно и в огромных масштабах не может в силу того, что тоже находится в периоде кризиса.

Подоплека заявления Лукашенко в том, что он, очевидно, просил очередные кредиты, а может быть, просил вернуться к вопросу о кредите в 100 млрд рублей. Очевидно, ему было отказано, и это вызвало ответную реакцию. Как правильно отмечает ряд российских экспертов, Лукашенко из всех лидеров постсоветских государств является наиболее сильным в использовании методов лавирования. Это такой дипломатический маневр.

Он уже совершает поворот на Запад, и это вписывается в сиюминутную внешнюю политику Республики Беларусь. Она пытается наладить отношения с Евросоюзом, повысить статус этих отношений, их ранг. Официальная позиция государственно-политического руководства республики в том, что приглашение в «Восточное партнерство» воспринято как позитивное. Акт должен быть подписан 7 мая, и Белоруссия не отказывается.

Белоруссия считает, что Россия закрывает для нее рынок. Но что касается доступа на рынки, то Россия говорит, что Белоруссия не убрала все препятствия для проникновения на ее рынок российских товаров. Кроме того, упал и платежеспособный спрос наших предприятий, которые покупали белорусскую продукцию.