Россия - по-прежнему лидер в пилотируемой космонавтике

На модерации Отложенный Скромное финансирование и кадровый голод не заставят Россию отказаться от масштабных исследований космоса. В ближайшие годы наши автоматические станции побывают на спутнике Марса Фобосе и сфотографируют Солнце. Россияне даже начали готовиться к полету на Марс - правда, пока на Земле.

В советское время мы твердо знали, что живем в самой космической стране мира. Многое переменилось с тех пор, но у россиян и сейчас хватает поводов для неземной гордости. 12 апреля, день первого полета человека в космос, не сделали выходным. Но и профессиональным праздником он тоже не остался.

День космонавтики отмечают далеко не только те, кто как-то связан с космосом. 12 апреля в скверах и на бульварах встречаются шумные веселые компании, среди которых немало людей молодых, даже юных, воодушевленно распевающих "Земля в иллюминаторе", запускающих в небо разноцветные воздушные шары и поднимающих тосты за первого космонавта Земли - нашего Юрия Гагарина.

Заместитель директора Института космических исследований (ИКИ) РАН Михаил Павлинский считает, что Россия по-прежнему остается одной из ведущих космических держав. «Конечно, лет 40 назад космические исследования были для страны более приоритетными. Сейчас они как-то ушли в тень", - говорит ученый. Поэтому теперь первое место в космической гонке, по его словам, занимают США. Кроме того, определенные успехи есть и у Китая.

«Но в пилотируемой космонавтике мы до сих пор занимаем лидирующее положение. У нас одни из лучших ракет, которые обеспечивают надежные запуски», - отметил Павлинский.

При этом главная задача для отечественной космонавтики - преодолеть техническое отставание в других важных областях. «Хотелось бы, чтобы спутники и приборы на них создавались на основе самых современных технологий, - сказал замдиректора. - Нужна серьезная техническая база, чтобы самим делать «западные» микросхемы. У нас сейчас отставание не только с микропроцессорной техникой, но и даже с обработкой металлов».

Не хватает и квалифицированных кадров. «Был период, когда инженерные профессии были непопулярны, - напомнил ученый. - Сейчас сложно даже найти рабочих для современных станков».

По его словам, космической отрасли необходимы дополнительные инвестиции, особенно в технологическое развитие.

Вместе с тем ученый напомнил, что в ближайшем будущем в России будут реализованы интересные научные проекты. Он особо отметил уникальную миссию «Фобос-Грунт». В октябре 2009 года будет запущен российский космический аппарат, который опустится на спутник Марса Фобос, возьмет образцы грунта и уже в 2011 году вернется на Землю.

Отечественные астрофизики разрабатывают проект «Радиоастрон» - запуск в космос трех обсерваторий, которые будут работать в диапазонах волн разной длинны. Это позволит добиться более точного наблюдения за внеземными процессами.

30 января 2009 года состоялся запуск первого российского научного спутника «Коронас-Фотон», который предназначен для исследования жесткого излучения Солнца. Он уже совершил первое открытие, зафиксировав формирование новых поясов активности звезды после двухгодичного минимума. Сейчас российские и японские ученые приступили к реализации совместной программы наблюдений за Солнцем.

«Коронас-Фотон» и японский спутник Hinode шесть дней будут наблюдать за постепенно увеличивающейся активностью светила. Обработка данных должна завершиться уже 20 апреля 2009 года.

Кроме того, в начале апреля Роскосмос поручил ракетно-космической корпорации «Энергия» выполнить к июню 2010 года эскизное проектирование нового пилотируемого космического корабля, который должен вмещать шесть человек (сейчас на кораблях типа «Союз-ТМА» только три места). Ранее Роскосмос провел конкурс на создание новой ракеты-носителя, который выиграл государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс». Первый непилотируемый старт запланирован на 2015 год.

А пока в России проходит необычный наземный космический эксперимент «Марс-500» по подготовке полета на Красную планету. 31 марта шестеро добровольцев зашли в специальный модуль, где им придется провести 105 суток практически в полной изоляции от внешнего мира.