Почему музеи России не умеют выставлять свои шедевры
На модерации
Отложенный
На днях влиятельный британский ежемесячный журнал The Art Newspaper (TAN) опубликовал ежегодный рейтинг самых посещаемых музеев и художественных выставок планеты за 2008 год. Как и в прошлом году, самым популярным музеем мира назван Лувр (его посетили 8,5 млн. человек), на втором месте Британский музей (5,93 млн. человек), третье место досталось вашингтонской Национальной галерее искусств (4,96 млн. посетителей). Из российских музеев в рейтинге «засветились» Эрмитаж, Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея. Не остался без внимания и «Гараж» Дарьи Жуковой. Часть ретроспективы Ильи и Эмилии Кабаковых и выставка «Альтернативная история искусства» упомянуты в списке самых посещаемых выставок. А вот ГМИИ им. Пушкина и Русский музей в рейтинге отсутствуют. Как это могло получиться, попытался выяснить корреспондент «Нашей Версии».
Аналитики The Art Newspaper составляют рейтинги посещаемости музеев в целом и выделяют в отдельную таблицу самые успешные проекты. Экспертов интересует не только общее количество проданных билетов, но и среднее число посетителей выставок в сутки. Из 40 самых популярных музеев мира лишь три находятся в нашей стране – Эрмитаж, Третьяковская галерея и Музеи Московского Кремля. За последний год в Эрмитаже побывали 2,36 млн. человек, в музеях Кремля – 1,73 млн., в Третьяковке – 1,39 млн. человек.
Российские музеи не устают жаловаться на общий упадок культуры и снижение интереса к художественным выставкам, однако сами не стремятся изменить ситуацию и попытаться привлечь публику нестандартными способами. «В нашей стране музейщики лучше всего умеют справляться с функцией хранения шедевров, – говорит главный редактор журнала «Артхроника» Николай Молок. – Но при этом абсолютно не умеют привлекать публику, да им это, видимо, и не нужно. Они сидят в своих комнатушках, вытирают пыль с произведений искусства и ставят их в шкафчик, чтобы никто не видел. В большинстве стран Европы, например, музеи раз в неделю работают допоздна. У нас же они закрываются в 18.00, как раз когда люди только заканчивают работать. Самый «продвинутый» в общении с публикой в России – Эрмитаж. Так, например, он запустил отдельную программу для современного искусства, и в её рамках проводится очень много выставок».
Именно выставки, уверен искусствовед Андрей Ерофеев, сейчас пользуются большой популярностью. Причём основная их часть проходит за стенами музеев.
«Во всём мире музей – это некий общественный центр, который активно развивается, – объяснил известный искусствовед. – Но у нас этого нет. В России основные культурные события в сфере изобразительного искусства происходят за стенами музеев. Хотя есть различные способы привлечь посетителей. Мы сами виноваты в том, что наши музеи мало посещают. Когда дворник убирает двор, он не делает подарок жильцам дома, он просто делает свою работу. А когда искусствовед готовит выставку, он почему-то говорит: «Мы сделали подарок публике». Получается такое барское отношение».
Ещё, впрочем, есть и объективные причины невысокой популярности музеев у российской публики. Речь идёт о банальной нехватке помещений. Так, совместная выставка ГМИИ им. Пушкина и галереи Tаte Britain картин Уильяма Тёрнера, несмотря на небывалый ажиотаж, показала, что разместить экспозицию такого уровня на отведённой ей территории достаточно затруднительно. Слишком мало места. Но, похоже, в ГМИИ им. Пушкина всерьёз озабочены этой проблемой, и в ближайшие годы здесь начнётся глобальная реконструкция. Конкурс на реконструкцию музея выиграл британский архитектор Норман Фостер совместно с «Моспроектом-5».
«Пока проекта как такового не существует, есть только идеи, которые мы одобрили, – рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. – Лишь через 18 месяцев нам будет представлен итоговый вариант».
Как будет выглядеть музей в будущем, Норман Фостер объяснил ещё в 2007 году. Более десятка разрозненных зданий объединят общей подземной и наземной парковой зоной. Напротив храма Христа Спасителя появится пятизальный выставочный манеж. За Музеем личных коллекций построят новое фондохранилище на 1 тыс. квадратных метров. «Посетители тогда смогут не просто приходить на выставки и потом убегать, а получат возможность полноценно отдохнуть вместе с семьёй: сходить в библиотеку, кафе, посетить зоны отдыха и магазины с литературой по искусству», – рассказала Антонова.
Реализация всего плана реконструкции и строительства, по предварительным данным, будет проходить в три этапа и закончится в 2018 году. Напомним, что вариант, представленный Норманом Фостером, самый дорогой из конкурсных проектов. Он оценивается в 320 млн. рублей. Но, возможно, это поможет одному из самых известных музеев России вернуть былую популярность.
Комментарии