Можно ли прожить, работая на дому?

На модерации Отложенный

Выпускник Московского университета Даниил занимается фрилансом¹ третий год: в свободное от работы время он разрабатывает дизайн веб-сайтов. «Все начиналось как хобби. Но потом понял, что у меня неплохо получается и я могу зарабатывать этим», — рассказывает Даниил. Хотя заработок и не стабильный, Даниилу удается ежемесячно зарабатывать фрилансом те же деньги, что он получает, будучи штатным сотрудником маркетинговой компании — порядка 50 тыс. рублей. Правда, так было до середины прошлого года. «Сейчас из-за кризиса заказчики стали платить на 20–30% меньше. По некоторым видам работ — до половины», — говорит он.

Вольные художники

Мировому рынку фриланса — около 10 лет. Первая электронная биржа удаленного труда Elance.com была создана в CША в 1999 году. За это время эволюционным путем выделились определенные профессии, которые осуществляются в удаленном режиме, благодаря тому, что результаты труда могут быть представлены в цифровом виде и переданы через интернет. Услугами «самостоятельных работников» в мире пользуются такие монстры, как IBM, Microsoft, Apple, Philips. Крупнейшие электронные биржи фриланс-труда (как в США, так и в России) — это тоже бизнес. Аккумулируя информацию о заказчиках и исполнителях, биржи взимают процент от заключенных контрактов.

По оценкам доцентов кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Дениса Стребкова и Андрея Шевчука, которые провели «Первую всероссийскую перепись фри­лансеров»,² в России насчитывается до полумиллиона «вольнонаемных работников». Как пояснил The New Times Денис Стребков, для 36% из них фриланс — единственный источник заработка, остальные совмещают его с постоянной трудовой деятельностью.

Художник-иллюстратор Руслан — стопроцентный фрилансер. Он рисует более 20 лет, а с 2000 года ищет, выполняет и отправляет заказы только при помощи компьютера. «Вообще-то я люблю рисовать по старинке: холст, краски, кисти. Но сегодня без компьютера с тобой никто не будет разговаривать. Без интернета невозможно ни продать свой труд, ни получить новые заказы», — объясняет Руслан.
«Вольному художнику» за 40. «Это не типичный для России возраст для фрилансера, — утверждает Стребков. — В отличие от Запада в нашей стране фриланс как форма занятости имеет ярко выраженную молодежную направленность: три четверти русскоговорящих фрилансеров — это люди не старше 30 лет, а более половины опрошенных (57%) находятся в возрасте от 18 до 26 лет». Как правило, фрилансеры — выпускники вузов, которые в течение пяти-шести лет работают подобным образом.

Если до кризиса фрилансом в основном занимались штатные сотрудники компаний, которые, как Даниил, «гнали левака», то сейчас это кадровое поле существенно расширилось. Помимо студентов, предвидящих трудности с трудоустройством, фрилансерами все активнее становятся женщины, вынужденные сидеть дома по уходу за детьми или вести домашнее хозяйство, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, не связанные напрямую с их бизнесом.

Образованны и свободны

Подавляющее большинство «вольных наемников» (80% опрошенных) имеет высшее или неоконченное высшее образование. Их профиль образования и трудовая деятельность часто совпадают. По открытым данным крупнейших американских и российских бирж удаленного труда (Elance.com, Guru.com, Free-lance.ru), не менее 40% фрилансеров работают в IT-сфере: разрабатывают, программируют, «раскручивают» сайты.

Почти столько же русскоговорящих фрилансеров (38%) занимаются графическим дизайном (иллюстрацией, полиграфией, разработкой логотипов), фото- и видеосъемкой. На третьем по популярности месте — написание текстов для рекламных кампаний, перевод с одного языка на другой, создание статей для журналов и газет (14%).

По словам директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимира Гимпельсона, главный плюс фриланса — минимизация издержек: фактически нужен только компьютер с интернетом. Однако, по мнению эксперта, подходит этот вид деятельности лишь для ограниченного числа людей, обладающих необходимыми навыками и способными к самоорганизации. Но для нынешних фрилансеров и тех, кто пополнит ряды «свободных наемников» из-за сокращений, это — шанс.

В мае 2009 года в России планируется открытие первого онлайн-СМИ, редакция которого не будет иметь стандартного офиса. Редакторы, корреспонденты и технический персонал будут работать каждый у себя дома или там, где им вздумается. «Мне очень хотелось собрать самостоятельных людей, которые знают, что такое самодисциплина, — заявил The New Times главный редактор Slon.ru Леонид Бершидский. — Такая организация труда дает огромные преимущества: продуктивная часть рабочего дня увеличивается на 2–3 часа, потому что сотрудникам не нужно перемещаться по Москве и стоять в пробках. Журналисты также лишаются всех «прелестей» офисной жизни: подсиживания, подлизывания, склок».

Подобная работа, не требующая традиционного присутствия в офисе («телеработа» или «удаленная работа»), в кризис получает все большее распространение за рубежом. Так, в Великобритании число «телеработников» уже достигло 10% от всех занятых.

Плата за гибкость

«Преимущество фриланса в гибкости: зарабатываешь тогда, когда есть желание и свободное время. Если мне хочется купить какую-то вещь — сажусь за ноутбук и работаю», — рассказывает Даниил. 81% опрошенных во время переписи фрилансеров согласны с ним. Следующий по популярности ответ — возможность работы в домашних условиях и выбора проектов «по душе» (67 и 55% соответственно). Главный недостаток фриланса — нестабильность и непредсказуемость заработка (59% указали на него). На втором месте — высокие риски быть обманутым (50%). «Кидают» довольно часто, — вздыхает художник-оформитель Руслан. — Обман со стороны заказчика принимает различные формы: отменят заказ тогда, когда ты его почти сделал, затратив кучу времени и сил. Или за оговоренную сумму требуют сделать гораздо больше, не согласен — заказ аннулируется. Или заказчик, когда ты предъявляешь ему результат, объявляет себя банкротом и отказывается платить». Подобные случаи не редкость: 40% опрошенных фрилансеров сталкивались с задержкой оплаты труда, 26% — с тем, что заказчик просто исчезал.

«Такие риски есть», — соглашается Даниил. Но, по его словам, эти риски не сравнимы с той выгодой, которую получают фрилансеры, — свободой. Свободу предпринимательства, ошибки и вознаграждения. Даже во время кризиса.