Нацпроект \"Здоровье\" покрылся плесенью

На модерации Отложенный Плесень, выросшая на стенах еще не достроенных медицинских центров, довершила то, что происходило с нацпроектом «Здоровье» и миллиардами, выделенными на него во времена министра Зурабова.

В 2006 году прежний министр здравоохранения и социального развития, ныне советник президента Михаил Зурабов торжественно пообещал ввести в строй 4 первых федеральных Центра высоких медицинских технологий, а в 2008 году все 15 центров, составляющих целое специальное направление нацпроекта «Здоровье», должны были принять пациентов. На что выделено 32 млрд рублей1. Но открылся только один — Центр сердечно-сосудистой хирургии в Пензе. Когда начнут работать остальные — никому не известно, зато известно, что два еще недостроенных центра — в Краснодаре и Красноярске — съел грибок, их придется либо разбирать и строить заново, либо проводить дорогостоящие работы по борьбе с паразитом.

Когда центры будут построены, когда они примут первых пациентов, на что конкретно было потрачено более 30 миллиардов рублей бюджетных денег? С этими вопросами редакция «Новой» обратилась к министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой.

Первый запрос был отправлен в министерство еще перед новогодними праздниками, но, как объяснили в пресс-службе, по каким-то причинам получен не был. Наверное, тоже грибок. В конце февраля мы отправили повторное письмо, уже с припиской о том, что будем вынуждены обратиться в суд, если Минздравсоцразвития вновь не соизволит ответить.

Не соизволили. Когда редакция, в соответствии с законом2, начала готовить иск, из пресс-службы министерства наконец-таки последовали разъяснения: перед нами извинились, что вовремя не связались с редакций, вежливо сообщили, что теперь это и не требуется, поскольку строительство федеральных центров высоких медицинских технологий передано в ГК «Ростехнологии», и посоветовали направить запрос именно в эту госкорпорацию.

Обратимся, конечно. Но для начала мы решили уточнить в Генеральной прокуратуре, на что Минздравсоцразвития потратило выделенные деньги, до того как сбагрило важнейший проект в непрофильное государственное предприятие. То есть  до 6 марта 2009 года, когда был подписано соответствующее распоряжение президента.

Прокуратура отреагировала оперативно: «Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение по вопросу строительства федеральных центров высоких медицинских технологий. <…> В Чувашской Республике, Краснодарском крае и Астраханской области медицинские центры до настоящего времени не введены в эксплуатацию3.По указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурами субъектов Российской Федерации организованы проверки, в том числе о целевом расходовании бюджетных средств. Результаты проверок взяты под контроль Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Помощник генерального прокурора Российской Федерации О.Г. Шамшина».

А Минсоцздравразвития, пытавшееся одурачить газету и ее читателей, все-таки было вынуждено ответить — отпиской, по электронной почте, — и только на вопрос, касающийся сроков строительства. Чтобы узнать судьбу денег, пришлось звонить еще раз — на следующий день пришла отписка и по этому вопросу.

Что рассказали? «Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 136 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий» федеральным бюджетом предусмотрены средства для строительства федеральных центров высоких медицинских технологий в размере 32 млрд рублей (всего), в том числе 22,73 млрд рублей — на 2008 и 2009 гг.

Оплата работ, запланированных государственными контрактами, осуществляется по мере их выполнения. На 23.03.2009 г. оплачены работы по строительству федеральных центров высоких медицинских технологий на сумму 18,7 млрд рублей».

Из первого абзаца очевидно, что в 2006—2007 годах истрачено 9,27 млрд рублей. Как это возможно, на что были потрачены эти деньги, если к началу 2008 года ни у одного центра еще даже стен не было? Нулевой цикл строительства и подведение коммуникаций везде должны были быть оплачены из бюджетов субъектов Федерации, стоимости этих работ в предложенных нам расчетах нет.

Если 9 с лишним миллиардов были переведены куда-то в качестве предоплаты, то кому и за что?

Когда в 2006 году было объявлено о строительстве 15 высокотехнологичных медицинских центров, министром был Зурабов. Директором департамента аппарата Правительства РФ по реализации приоритетных национальных проектов с апреля 2006 года — Борис Ковальчук (сын председателя совета директоров питерского банка «Россия» Юрия Ковальчука).

В декабре 2006 года Зурабов назначил руководителем Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (Росздрава), входившего в систему Минздравсоцразвития, Юрия Беленкова. Росздрав, а значит  — Зурабов, стал куратором строительства центров. В 2007 году Зурабова сняли с этого поста, с октября 2007 года он — советник президента Путина, а с мая 2008 года — Медведева. К маю 2008 года, когда еще ни один центр не был построен, Росздрав ликвидировали, а его функции передали Минздравсоцразвития.  А в январе 2009 года освобожден от должности главы департамента аппарата правительства по реализации приоритетных нацпроектов Ковальчук.

В этой чехарде даже конкурс по определению генерального застройщика высокотехнологичных центров был проведен с серьезным опозданием: планировался на май 2006 года, а прошел — в ноябре. Победила в нем компания ГП ВО «Техноинторг», которая должна поставлять в Россию из Германии готовые модули для строительства. В чем причина полугодовой задержки — неизвестно.

Чиновники перетекали из кресло в кресло, деньги выделялись, а центры передавались из ведомства в ведомство: после Росздрава они опять оказались у министерства. Но из Минздравсоцразвититя редакции сообщили: «Для министерства, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование, функция по курированию строительства является непрофильной». Получается, что с момента ликвидации Росздрава в мае 2008 года до марта 2009 года, когда «было принято решение передать ГК «Ростехнологии» функции по завершению строительства высокотехнологичных медицинских центров», центры вообще были бесхозными? А бюджетные деньги тогда кто осваивал?

Мы позвонили еще в одно ведомство — Росздравнадзор, который курировал реализацию нацпроекта «Здоровье». В пресс-службе нам сообщили: они отслеживают только лицензирование введенных в строй объектов, этапы строительства и расходование бюджетных средств — не в их компетенции. Странно: в прошлом году именно из Росздравнадзора мы получали бюллетень «Информация об итогах реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»…» Но — пусть, раз такая бюрократическая чехарда, может быть, они и сами запутались, кто за что отвечает. Тогда  что со строительным грибком? Выяснилось: за это отвечает не Росздравнадзор, а Роспотребнадзор.

Звоним. Отвечают: «Мы по нацпроекту занимаемся только инфекционными заболеваниями: корью, краснухой. Звоните в Минздравсоцразвития». Круг замкнулся. Куда пошлет Минздравсоцразвития, мы уже знаем.

Не знаем только то, на что потрачены день-ги, сколько потребуется дополнительных инвестиций, чтобы центры наконец-таки начали обслуживать пациентов.

1В конце прошлого года «Новая» уже публиковала материалы на эту тему: № 90 от 04.12. — «Медициники», № 47 от 05.12 «Новая газета. Свободное пространство». — «Зурабов, тысячи жизней и миллионы рублей».

2По Закону Российской Федерации о «Средствах массовой информации», государственные органы обязаны представить редакции ответ в течение 7 дней.

3Центры в Барнауле, Владивостоке, Калининграде, Красноярске, Новосибирске, Перми, Смоленске, Тюмени, Хабаровске, Челябинске не введены, но новый срок их ввода в эксплуатацию – 2009 год, так что время для проверок еще не наступило.

\"