Куда ведет особый путь России
На модерации
Отложенный
Трудно пройти мимо недавних рассуждений Глеба Павловского по поводу столетия сборника \"Вехи\", а также его ответа на весьма откровенное выступление одного из своих соратников, разочаровавшегося в политической системе \"лжи и воровства\", воцарившейся в современной России.
Когда-то и сам Павловский, похоже, пережил разочарование в перестройке и демократии, если проделал эволюцию от одного из создателей замечательного журнала \"Век ХХ и мир\" и, по мнению Андрея Синявского, \"одного из самых интересных журналистов\" до главного политтехнолога нынешнего кремлевского режима. Знаковым событием на этом пути, как мне представляется, стало издание в 1995 году трехтомника \"Иное. Хрестоматия нового российского самосознания\" в ответ на известный перестроечный сборник \"Иного не дано\". А на витиеватую манеру письма (тексты Павловского с первого раза понять затруднительно), надо полагать, повлиял Михаил Гефтер, искавший сложное в простом, и постмодернисты, считающие \"ясное письмо\" признаком \"реакционного мышления\".
Недавние рассуждения Павловского примечательны своей откровенностью. Свою заметку о \"Вехах\" он назвал \"Наша книга\", то есть он ставит себя и своих соратников по Фонду эффективной политики в один ряд с авторами \"Вех\", которые, как известно, после революции 1905-1907 годов выступили с критикой радикальной интеллигенции, предлагая \"не раскачивать лодку\". В богатом воображении Павловского Путин предстает \"завершителем программы Столыпина\", а себя он, похоже, видит в образе Струве, который \"напросившись на секретный прием к премьеру Столыпину, записывает на промокашке тему беседы: \"Организация думского большинства. Инициатива должна принадлежать правительству\". Действия Струве он иронично называет \"грязными политтехнологиями\", уравнивая таким образом себя и Петра Бернгардовича.
Но этим фантазии г-на Павловского не ограничиваются. Выстроенную не без его помощи современную криминальную диктатуру спецслужб сталинского типа он называет даже не \"суверенной демократией\", а \"первым в России некоммунистическим интеллектуальным режимом\". Для таких заявлений требуется либо беспрецедентный цинизм, либо полная оторванность от действительности.
Хотя справедливости ради надо признать, что в стране да и в мире в целом до сих пор немало людей, готовых обманываться, глядя на фасад кремлевского режима, украшенный не только эвфемизмами типа \"суверенной демократии\" и заявлениями \"Путин - новый Столыпин\", но и плотным словесным облаком апологии, создаваемым \"позаимствованными на Западе инструментами\" - многочисленными think tanks и интернет-сайтами, обслуживающими власть. Не говоря уже о телевидении. Дезориентирующую роль играет сам факт диверсификации прессы с выделением особых \"площадок\" для критики власти в виде \"Эха Москвы\", \"Новой газеты\", The New Times. Весь этот плюрализм виртуозно внедрен в российскую действительность и искусно имитирует \"цветущее открытое пространство\" политической и интеллектуальной жизни.
Правда, режиму Путина не удалось пока окончательно решить задачу \"внутреннего примирения\", потому что несогласные в обществе до сих пор имеются. Как изящно изъясняется г-н Павловский, \"наша политическая сцена асимметрична\", потому что \"в центре ее возлежит глыба путинского большинства, создающая колоссальный перекос\". Однако он дает ясно понять, что нынешний режим своей власти не отдаст, \"вежливо распахнув двери Нулю\". А примирение с оппозицией возможно только на условиях Кремля - \"система предлагает узкое, но реальное поле игры для тех, кто хочет ее менять в рамках конституционного консенсуса... Участникам в ней придется - не раз! - менять свою тактику, стратегию, терять убеждения и вновь находить их\". Он уверен, что \"Россия будет общей страной или ее не будет. Это государственное искусство - быть открытой, общей (и уже потом, оттого и безопасной, удобной страной) - нам не дается слишком давно. Ну, будем пробовать, попытаемся, выхода у нас нет\".
Было вполне предсказуемо, что, заняв место интеллектуала при власти, Павловский станет обвинять противников режима в \"невежестве\" и \"отказе знать Россию\". Победа оппонентов для него равносильна \"победе вируса или червя\", наступлению нового цикла смуты, \"дегосударственности\". В этом случае, пугает он, возможна и гражданская война, в которую могут вмешаться \"все возможные внешние силы\". Но любая смута, по его убеждению, все равно будет преодолена \"волей-неволей, уговорами или огнем\".
Нет открытия в том, что г-н Павловский сегодня безусловный государственник, приверженец российского авторитаризма.
Для него это \"власть, основанная на знании\". Если бы он жил до 1917 года, то был бы в одном ряду с российскими консерваторами.
Однако много воды утекло с тех пор, и оказалось, что и в России авторитаризм авторитаризму рознь. Царское самодержавие отличается от вертухайского авторитаризма 2000-х так же, как Петр Столыпин, пытавшийся заложить основы правового государства с гарантиями гражданских свобод, отличается от Владимира Путина. Современный российский авторитаризм - это вырожденная версия дореволюционного самодержавия. В истории действует правило: если что-то строится на произволе и лжи, то они будут воспроизводиться в расширенных масштабах.
За последние годы деградация российской власти и общества усилилась многократно. Но самое печальное, что для будущего потеряно целое поколение молодых людей, развращенных ложными ценностями русского фундаментализма. Г-н Павловский же, напротив, сообщает о своем удовлетворении: для него \"путинский результат - повод и основа двигаться дальше\". Позвольте спросить - куда? В сторону дальнейшего закрепощения общества, а затем нового срыва - и снова до очередной стабилизации на еще более примитивном уровне и с ухудшенным человеческим материалом? Пора же наконец понять тем, кто претендует на знание отечественной истории, что это не просто традиционное российское хождение по кругу, это всякий раз стабилизация на более низком уровне - вплоть до полной деградации страны и исчезновения ее с карты мира. Это и есть то русское \"иное\", к которому призывают Павловский и Ко?!
А никакие умствования и не требуются. Пользуясь лексикой Павловского, уже давно существуют \"историополитические основания\" для \"возражения против режима\". И уверена, что они \"круче кремлевских, а не слабее их\". Мировая история давно дала ясный ответ на вопрос, каковы основания для наиболее справедливого устройства общества. И в \"Вехах\" есть статья не иностранного, а российского автора, которую общественность не заметила ни тогда, игнорирует и сейчас. Я имею в виду статью Богдана Кистяковского \"В защиту права\", которая не просто выдержала испытание временем - в ней сформулированы задачи для сегодняшней России, если она хочет выйти из традиционной исторической колеи, ведущей в никуда.
Суть проблемы проста: или свобода и закон, или насилие и произвол. Но свобода для всех и закон для всех, а не так, как в России: свобода для власти и для избранных, а закон для подданных. Статья Кистяковского должна бы стать настольной не только для властей, но и для оппозиции. Ее надо не просматривать, а читать, вдумываясь в каждое слово.
А написана она будто вчера: \"У нас при всех университетах созданы юридические факультеты; некоторые из них существуют более ста лет; есть у нас и полдесятка специальных юридических высших учебных заведений. Все это составит на всю Россию около полутораста юридических кафедр. Но ни один из представителей этих кафедр не дал не только книги, но даже правового этюда, который имел бы широкое общественное значение и повлиял бы на правосознание нашей интеллигенции\". Или: \"Право - по преимуществу социальная система, и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создается только правом: дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком - тождественные понятия\".
Но кто это будет осуществлять? Сегодня в России у власти два юриста. Один недавно заявил, что у него не только юридическое образование, но и мышление. Но признаков правосознания ни у одного из них явно не наблюдается. Неудивительно: еще в сталинское время ростки правосознания, появившиеся в России в конце XIX - начале XX века, были вырваны с корнем. В свое время Лазарь Каганович заявил: \"Мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие \"правового государства\" к советскому государству, то это значит, что он идет на поводу буржуазных юристов, это значит, что он отходит от марксистско-ленинского учения о государстве\". И сказано это было, между прочим, в Институте советского строительства и права.
Однако, несмотря на десятилетия советского воспитания, у нас были и есть люди, понимающие, в чем главная проблема страны и чему ей надо учиться. Но, как я уже писала, погоду делают не они. И снова Россия идет особым путем: с криками о своей духовности и исключительности погружается в пучину лжи, беззакония и воровства. Если г-н Павловский готов признать это хотя бы наедине с собой, то я ему не завидую.
Комментарии
В России, империи, нет никаких законов, у нее есть УСТАВЫ. Законы закончились тогда, когда Золотая Орда прекратила действие русских "правд" и здесь на века воцарилась империя. Русские только потому и выжили, что не соблюдали ее законы. Жить по законам России означало и означает вымирание. Народ, его культуры и империя с ее уставами-законами здесь антагонисты. Этого не замечает только гнилая интеллигенция, которая под видом очередной "оппозиционности" на самом деле протаскивает всё ту же имперскую демагогию - выберем хорошего императора, поставим в нашей тюрьме народов хороших вертухаев, напринимаем хороших уставов, будем соблюдать общий тюремный распорядок и будет нам всем щщастье...
Так поладили же!
А не можешь расстаться с культурой, даже если культура русская, - вали отсюда, или узнаешь что такое ад. Потому и существует такая вроде бы, на первый взгляд, странность, что русским в России тюрьма. Ничего странного нет, так и должно быть...
Культура в Америке ЕСТЬ. Если вы не готовы этого понять - это ваши проблемы. Не путайте культуру общества с шоу-бизнесом.
А что именно с Андреевым пересекается?
Я уже не первый раз сталкиваюсь, когда кидают перчатку МОЦАРТ!! А сами его не слушают. Так вот для меня например Моцарт - музыка невыносимая. Мне она не нравится. Не нашего времени. Но это ведь неумаляет его заслуг. Также и американская культура - может не нравится , но это не умаляет ее достоинств.
Ну, не любим мы их. И знаю почему.
Субъективно: потому что богатые. И все у них получается. И на всех они, извиняюсь, положили...
Объективно: хамоватые и туповатые, самовлюбленные и не признающие ничего, кроме своих, американских, непонятных нам ценностей.
Может и нам, православным, перенять у них кое-что (не всё!) из объективного и субъективного, а не полоскать свою державу в дерьме при всяком удобном случае.
До чего же хочется гордиться своей страной!
Теории заговора- они может и есть.
Но в большинстве по моему это наше Российское субьективное ,или вообще личное субьективное ,например: кризис среднего возраста..
Безусловно процесс идет и в самом разгаре ,вопрос только где мы окажемся в эпицентре или на периферии?
Там в русской культуре много еще русских ценностей, противоположных российским, но эта системоопределяющая...
я бы сказал проще - в сортах говна не разбираюсь
Россия вышла в неглиже
навстречу утренней Авроры,
готовой к выстрелу уже.
http://www.voskurimsya.ru
Вы разве не заметили, что наши руководители страны никак не найдут такой общенациональной идеи. А почему? А потому, что выстраиваемая модель общества с её вертикалью - это урод, который способен только самоуничтожиться. Ещё немного и развал России произойдёт по тому же сценарию, что и СССР.
Если не лень, зайдите по ссылке, есть два предложения по общенациональной идее:
http://www.sitemeet.ru
Буду признателен, если выскажете своё мнение.
да при Леониде Ильиче во как жила! А режим сих правителей вовсе не был столь безчеловечным как нынешний, корчащий из себя невесть что.
Есть ли на сегодня у нас в России реальные,авторитетные личности,способные выбрать адекватного,интеллектуального лидера?Назовите хотя бы трёх,что бы был необхолимый кворум для выбора. Ужас в следующем. Если нормальные, умные, образованные и волевые люди. Разумные и адекватные все по отдельности. Вместе и совокупно добиваются поразительно негативных результатов. Это означает, что не люди, не личности – но государство как система, держава как структура, страна как социум, Россия как целое, этнос как организм – стремительно движется к развалу, распаду, агонии, концу.
Обязательным условиям существования стран с такими моделями являются:
1. Институты демократии в этих странах. Это когда различные ветви власти не выстроены в вертикаль и функцианируют параллельно, дополняя одна другую и конкурирую одна с другой.
2.Общая национальная идея, способная объединить весь народ в минуту опасности.
И Китай и Россия никогда не укладывались и не укладываются сейчас в рамки этой модели.
Не грузите себе голову ,жизнь куда как многовариантнее,ну и фактор Бога ведь тоже есть- Аллаха то есть.
Как говорил один человек не сумев переспорить ,но ощущая правоту:
(Араго что ли?)
-" Да это все враки!"
- Но почему не кто-нибудь из остальных компаньонов фирмы? - спрашивает его секретарь.
- Вы знаете, говорит мужчина, - я как-то больше доверяю деловой хватке человека, сумевшего пролезть в ТАКУЮ КОМПАНИЮ.
И когда? Просветите (серьезно)
Я это и сам предчувствую аморфно и бессознательно..
Еще, вот вы говорите : \" отбирает ,захватывает\" и что это уродство и еще то что вас это не особо трогало - в отношении вас. Как же не трогало ,если вы называете это уродством?И потом если вы переживали за кого то другого, так значит вас таки трогало это несовершенство?
А вы природу посмотрите Дерево угнетает дерево,щенок у щенка титьку отнимает и т д. один вид вытесняет другой - вечная борьба ,эксперимент...
Кстати, Павлова, Павловский... Бывают странные сближения...
-Папа, в школе по обществоведению задали написать реферат, о состоянии экономики, государственного устройства России, и как мы, школьники, видим процессы их улучшений.
-Сынок, я же доктор, кроме болячек ничего не знаю.
-Папа! ну ты своими словами.
-Хорошо: допустим, администрация президента, дума -Это Центральная нервная система. Промышленность, транспорт, дороги итд. сердечно-сосудистая система. Сельское хозяйство: пищеварительный тракт. Милиция, медицина: иммунная система. Походил папа, походил. Знаешь сынок сегодня я стал сторонником эвтаназии.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Нашли тоже пуп земли. Нет, я понимаю - это писал человек во времена седой древности, на волне романтизма от осознания могущества человеческого разума. Казалось, вот-вот, и мы поймём секреты мироздания. Организация идеального общества - сущий пустяк, нужно только написать правильные законы! Ага, щас. Секреты мироздания оказались нам далеко не по зубам, а грызть гранит науки мы, как выяснилось, пытались молочными зубками. Физики это давно поняли. А \"лирики\" так и остались в позапрошлом веке.
как сказал классик: Мы идём своим путём и мы на нём впереди потому, что больше на нём нет никого, ни спереди ни сззади.
Идёт корова,
Кнутом гонима.
За нею - Вова,
А рядом - Дима.
Куда пошли вы ? -
Чуть не спросил я...
Вдруг голос Димы:
"Вперёд, Россия !"
И Вовы вопли:
"Шагай пошире !!
Не жуйте сопли !!
Мочить - в сортире !!!"
Дм.Воробьевский (г.Воронеж).