G20 переписала офшоры. В России \"налогового рая\" нет
На модерации
Отложенный
Одним из принципиальных решений стран—участников саммита G20 стала борьба с "налоговыми оазисами". Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала черный, серый и белый списки, разделив страны на те, которые соблюдают международные нормы в сфере налогообложения и борьбы против финансовых махинаций, и те, которые их игнорируют. Россия попала в белый список. В черном списке оказались Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай. В ОЭСР убеждены, что офшоры уже "в ближайшие дни" изменят свое отношение к требованиям организации, что подтверждают и заявления представителей властей стран серого и черного списков.
Саммит стран G20 в Лондоне принял набор решений, призванных укрепить мировую финансовую систему и преодолеть последствия кризиса — от регулирования бонусных выплат менеджменту компаний и банков (см. стр. 1) до борьбы с офшорами. После подписания итогового заявления участников саммита Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала черный, серый и белый списки, где страны сгруппированы в зависимости от соответствия международным нормам налогообложения, борьбы с финансовыми махинациями и раскрытия банковской информации, разработанным организацией.
К черному списку ОЭСР относит страны, не подписавшие соглашения об обмене налоговыми данными и не принимающие никаких мер в международной борьбе с налоговыми мошенничествами. В серый — попадают государства, формально присоединившиеся к соглашениям о раскрытии информации, но не выполняющие их на деле. В белом списке числятся страны, неукоснительно выполняющие рекомендации организации и международные договоренности.
Россия попала в белый список ОЭСР. В черном списке оказались Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай. Княжество Монако, которое считается одним из крупнейших в мире офшоров, было переведено из черного в серый список, куда вошли 38 государств (см. справку).
В пятницу агентство "Франс-Пресс" передало слова премьер-министра Монако Жан-Поля Пруста, который заявил, что княжество "до конца 2009 года" планирует покинуть и серый список. "Мы были в черном списке и удовлетворены выходом из него. Мы считаем, что более справедливо то, что мы находимся в сером списке",— отметил он, напомнив, что Монако приняло решение в течение 2009 года заключить с ЕС и США соглашения, направленные на борьбу с мошенничеством в сфере налогообложения.
Из черного списка в серый была переведена и Австрия, на что последовало заявление австрийских властей о намерении безотлагательно смягчить принцип банковской тайны и предоставлять другим странам информацию о своих вкладчиках, подозреваемых в мошенничестве. Власти Лихтенштейна, также попавшего в серый список, выразили надежду, что покинут его уже в ближайшее время.
Со своим местом в сером списке ОЭСР оказались согласны далеко не все европейские страны. В пятницу премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер заявил, что не понимает, на основе чего был составлен список. А глава Минфина Швейцарии Ханс Рудольф Мерц выразил удивление по поводу того, что его страна — один из основателей ОЭСР — никогда не привлекалась к дискуссиям по поводу составления списков, отметив, что Швейцария не является "налоговым раем", всегда выполняет свои обязательства и постоянно демонстрирует готовность к диалогу.
В пятницу же последовала реакция властей Уругвая, попавшего в черный список. Глава ЦБ Уругвая Марио Бергары заявил, что эксперты сходятся во мнении, что его страна не является офшором, но высказался против раскрытия банковской тайны, считая, что это негативно скажется на банковской системе. В свою очередь, один из главных претендентов на пост президента Уругвая, бывший министр экономики Данило Астори, назвал "большой ошибкой" место страны в черном списке ОЭСР. "Это абсолютно несправедливо, потому что одним из критериев, по которому ОЭСР включает Уругвай в данную категорию стран, является неуплата налогов нерезидентами, в то время как этот момент был устранен новой налоговой системой",— подчеркнул он. По его мнению, Уругвай должен категорически заявить о своем несогласии с решением ОЭСР, не отказываясь предоставлять любую информацию, которая потребуется.
Генсек ОЭСР Анхель Гуррия "уверен", что страны из черного списка "изменят свою позицию в ближайшие дни", отметив, что по итогам саммита G20 наметилось больше подвижек в сфере международного налогообложения, чем за последние 15 лет.
Комментарии