Первый Синод: Патриарх Кирилл разгоняет бездельников

На модерации Отложенный

Первое, что нужно сказать о прошедшем во вторник Священном Синоде Русской Православной Церкви: Патриарх Кирилл показал себя довольно тонким политическим тактиком. Одной из тех тем, которые обсуждались после его интронизации, было то, кому достанется всё то огромное политико-административное наследство, которое обеспечило митрополиту Кириллу его выдвижение в патриархи, кто, так сказать, окажется «преемником» и возглавит ОВЦС, Смоленскую и Калининградскую епархию и т.д. Так вот, «наследство» митрополита Кирилла как целое не досталось никому.

Церковно-дипломатическая суперструктура ОВЦС фактически разделена на три отдела. Это отдел внешних церковных связей, который будет выполнять при архиепископе Илларионе функцию министерства иностранных дел, то есть заниматься церковной дипломатией связями с другими церквами и конфессиями. Это отдел по связям с обществом, который теперь поручен наиболее квалифицированному специалисту в этой области и значимому церковно-общественному ньюсмейкеру — отцу Всеволоду Чаплину. Он будет заниматься отношениями с государством, с гражданским обществом и т.д. То есть внутриполитические и внешнеполитические коммуникации Церкви теперь разделены.

Наконец, специальный отдел, который должен заниматься информационной политикой (то, что называется public relations), поручен замечательному специалисту в этой области Владимиру Легойде, который делает очень удачный православный журнал «Фома» и вообще является одним из активных сторонников как можно более основательного влияния церкви на общество с развитием наиболее адекватных форм диалога. При этом случай с Легойдой — это ещё одно замечательное достижение, связанное с тем, что впервые синодальный отдел возглавит мирянин. Тем самым, началось растождествление церкви и, грубо говоря, «корпорации священнослужителей». То, что за последние столетия в России такое отождествление Церкви и «людей в рясах» произошло — это очень печальный факт. Церковь составляют и епископы, и священники, и монашествующие, и миряне вместе.

Бывшая епархия митрополита Кирилла разделена на две, что было вполне логично, давно назрело и не производилось, прежде всего, для того, чтобы не ослаблять позиции вл. Кирилла во внутрицерковных раскладах и общественном сознании. Теперь это вполне логичное разделение двух епархий наконец-то произведено. Я думаю, что это послужит серьёзно на пользу укрепления православия в Калининградской области, где это действительно очень нужно и важно, поскольку исторических корней там православие не имеет — оно пришло туда лишь вместе с красной армией в 1944 (кстати, есть устойчивая легенда, что Кенигсберг был взят войсками III Белорусского фронта лишь после молебна перед штурмом).

Понятно, что православие в Калининградской земле было в загоне весь период советской антицерковной политики и лишь последние два десятилетия являются временем его активного там развития. А без укрепления позиций Церкви в этом русском анклаве есть опасность и ослабления там позиций России

Что касается «отставочной» части, если так можно условно сказать, — было вполне предсказуемо, что митрополит Климент после той борьбы, которая шла за патриарший престол, не останется управделами Патриархии. Дело даже не столько в том, что он был альтернативным кандидатом (само по себе это никак не может считать провинностью), а в том, что технологии, которые использовались противниками митрополита Кирилла, сильно вышли за рамки не только церковные. Причём речь идёт не о каких-то публичных пиаровских ходах, не об «информационной войне», а о подпольных интригах, вроде инициирования всего эпизода с бывшим епископом Диомидом. Справедливо или нет, но на окружение вл. Климента многие возлагают ответственность за то, что Диомид вел себя так агрессивно, самоуверенно и довел дело до раскола, дабы «утопить» вместе с собой и репутацию митр. Кирилла.

При этом было очень чётко подчёркнуто, что никакой репрессивной политики по отношению к представителям альтернативной позиции проводиться не будет. Митрополит Климент получил издательский отдел, в котором он вполне может себя адекватно проявить. Это очень важное направление, и при приложении усилий там можно сделать много.

Управделами разделено на две структуры: собственно управленческую и хозяйственно-финансовую. Это тоже является давно назревшим фактом, потому что административная структура РПЦ сильно устарела. Ещё с советских времён это был довольно ограниченный аппарат с очень ограниченным количеством сотрудников, и там не нужны были никакие дробные подразделения. Сейчас это не так, и, конечно, крупные подразделения, типа ОВЦС или управделами, этакие «суперминестерства», были чудовищным анахронизмом и, к общецерковному благу, они наконец-то разукрупнены.

Каков общий итог, очевидно, что Святейший Кирилл привел в управление РПЦ свои кадры, настроенные на то, чтобы сделать управление церковными делами гораздо более эффективным и четким. Ряд других второстепенных отставок и назначений показал, что никаких «синекур» в структуре церковного управления более терпеть не будут. И это чрезвычайно значимый результат прошедшего заседания Синода.