В российских ВУЗах вспомнили о бесплатном образовании
1150 руководителей вузов 20 марта собрались в интеллектуальном центре Фундаментальной библиотеки МГУ им. Ломоносова на съезд Союза ректоров России. За ними — 7,5 миллиона студентов, больше половины из них учатся на платных отделениях. Пока не смогли заплатить за обучение и ушли из вузов единицы, но об отсрочке платежей просят уже многие. Впрочем, и перед платниками, и перед бюджетниками одинаково остро стоит вопрос: куда податься после получения высшего образования? В нынешнем году российские вузы окончат почти 1,5 миллиона человек.
Съезд ректоров открыл Дмитрий Медведев. Он предложил несколько возможных вариантов помощи студентам, обучающимся на платных отделениях. Второй блок президентских инициатив касался трудоустройства первых выпускников вузов эпохи кризиса.
Президент считает, хорошо успевающих студентов-платников надо переводить на бюджетные места. Министерство образования и науки подсчитало: в этом году таких счастливчиков может быть около 25 тысяч.
Еще одна рекомендация главы государства — не повышать плату за обучение. В ответ министерство заверило, что 300 вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях на весь период обучения.
Третья линия помощи — льготные кредиты на образование. По мнению Дмитрия Медведева, студенты должны занимать деньги под минимальные проценты, им не нужно искать поручителя, в этой роли выступит государство, которое гарантирует банкам компенсацию невозвращенных сумм в размере 20%.
Понятно, что с президентскими инициативами не спорят и выполнять их придется. Но в кулуарах съезда ректоры мне говорили: нищие университеты будут спасать студентов, а бюджет — предпринимателей… Этот ропот можно понять: вузы и до кризиса не жировали. Председатель комитета ГД по образованию Григорий Балыхин констатировал, что вузы финансируются не по потребности, а на 40—45%. Обязать в этих условиях ректоров зафиксировать плату за обучение можно, но при этом хорошо бы зафиксировать и, например, коммунальные платежи для вузов. Ректор Байкальского университета экономики и права Михаил Винокуров заметил в связи с этим, что все деньги, которые вузы получают от студентов-платников, уходят в казначейства. Они их вкладывают в депозиты, но проценты с этих вкладов вузам не достаются, и при нынешней инфляции высшая школа терпит убытки. Михаил Алексеевич усомнился и в успешности кредитования студентов: несколько банков выдадут несколько кредитов, потом отчитаются «о проделанной работе», а реальной помощи не будет.
Действительно, за три года эксперимента по образовательным кредитам «Кредо» их взяли всего лишь 3 тысячи студентов. А еще профессор Винокуров предложил ввести мораторий на ЕГЭ в течение двух-трех лет. Нельзя допустить, считает ректор, чтобы в этом кризисном году в отряд безработных без малейших надежд на трудоустройство влились те выпускники школ, которые не справятся с Единым госэкзаменом и останутся без аттестатов. Тем более что число выпускников школ в 2009 году равно количеству мест в вузах. Поэтому надо брать всех желающих, как это сделали, например, во Франции.
«За первые три сессии мы их просеем, останутся те, кто действительно хочет и может учиться», — заявил ректор.
Допустим. Но что ждет тех, кто, пройдя через «сито», окончит вуз? Президент России предложил увеличить бюджетный прием в магистратуру до 34 тысяч и в аспирантуру — до 29 тысяч выпускников. А еще Дмитрий Медведев видит частичное решение проблемы в создании малых предприятий при вузах. «Появится возможность для коммерциализации интеллектуального потенциала высшей школы, — сказал президент. — Такие малые предприятия, по экспертным оценкам, могут дать до 30 тысяч рабочих мест. В том числе мест, которые нам так необходимы — связанных с высокотехнологичными услугами, выпуском высокотехнологичной продукции».
Чем-то «коммерциализация интеллектуального потенциала» напоминает создание центров научно-технического творчества молодежи (НТТМ), где в лихие 90-е бюджетные деньги переплавлялись в частные капиталы. На этих капиталах, кстати, выросли крупные отечественные бизнесмены.
Пока же больше приходится думать о трудоустройстве нынешних выпускников. Президент Казанского государственного технического университета Геннадий Дегтярев предложил вернуть распределение. Пусть это будут государственные предприятия с не очень большими зарплатами, но с гарантированной работой, а не биржа труда. Но кто сегодня может гарантировать эту работу, если от работодателей поступает все меньше предложений? Ректор МВТУ им. Баумана Игорь Федоров рассказал, что на ярмарку вакансий, которую весной проводит университет, в этом году пришли 140 предприятий — 90 государственных и 50 коммерческих. В прошлом их было 200, и даже в Бауманке не знают, трудоустроятся ли ближе к осени все выпускники, которых в прежние годы разбирали задолго до окончания вуза.
Прямая речь
Ректор Южного федерального университета Владислав Захаревич:
— Очень важно, как сейчас расскажет о президентских инициативах пресса. Не надо обнадеживать: мол, всех платников переведут на бюджет! Перевод — штучная работа. Если студент два семестра учится на одни пятерки, его, конечно, надо перевести. Но надо понимать: тот, кто попал на платное, не прошел по конкурсу на бюджет. Не завоевал это место. В советские времена для него вообще никакой альтернативы не было: или поступил — или нет.
Что касается заявленной необходимости пересмотреть структуру подготовки по различным специальностям, то здесь тоже нельзя подходить ко всем вузам одинаково. Да, в целом есть перепроизводство экономистов, юристов и управленцев. Но сокращать прием надо в тех вузах, где их плохо готовили и взялись за подготовку только потому, что за престижные специальности находились желающие платить. Сто процентов выпускников-юристов ЮФУ трудоустраиваются по специальности, экономистов — на пять процентов меньше. На технические специальности у нас конкурс условный, а на естественно-научные вообще недобираем. Здесь учиться гораздо труднее, чем на гуманитарных факультетах.
Комментарии