Китайцы погубят рынок облигаций США?

На модерации Отложенный

Вот представьте: экономическая задача. С одной стороны имеется супердержава, с другой — огромная страна на Дальнем Востоке. Товарооборот между ними глобален, причем с критическим перевесом в пользу экспорта с Востока. Поэтому для выравнивания торгового дефицита супердержава хочет отдавать не золото, а что-нибудь попроще.

Ну и что это за задача, скажете вы, если ее решение давно известно: США и так отдают Китаю не золото, а казначейские облигации. И будете не совсем правы. Восточная страна — конечно, Китай, но супердержава — Великобритания.

В ситуации, которая сложилась в первой половине XIX в., англичане вместо US treasuries массово продавали в Китай индийский опиум. За несколько лет объем его продаж начинает измеряться тысячами тонн. Пропорционально увеличению поставок зелья сальдо торгового баланса быстро меняется в пользу Великобритании. В какой-то момент Поднебесная выступила против сложившейся ситуации, но силы оказались неравны. Результатом войны стали торговое закабаление Китая и переход Гонконга под юрисдикцию британской короны.

В аналогичной ситуации, сложившейся в современном мире, экономисты и политики всех мастей призывают китайцев не раскачивать глобальную лодку, спасаясь за протекционизмом и торговыми барьерами. По их мнению, КНР нужно поддерживать доллар, покупать казначейские облигации и исправлять диспропорции торговых балансов.

Со своей точки зрения, они правы: два триллиона валютных резервов можно потратить на хорошее дело. Фактическое субсидирование Запада Востоком поможет всем, и в том числе «мировой фабрике», которая сильно завязана на глобальное потребление. Однако китайцы не горят желанием активно тратить свои деньги на спасение мировой экономики. В условиях, когда потребление падает, они могут более рационально распорядиться накопленным валютным жирком.

Ну ладно, говорят экономисты, тогда хотя бы стимулируйте внутреннее потребление. Это, по крайней мере, поможет избежать диспропорций мирового торгового баланса.

Однако подобная мера оказывается для Китая достаточно проблемной. Несмотря на обширный рынок, здесь население преимущественно сориентировано на накопление. Да и большая часть потенциальных потребителей ничего, кроме дешевых товаров, позволить себе не может. Потому Китай не в состоянии самостоятельно переварить производимую им продукцию.

Несмотря на достаточно оптимистические показатели за 2008 г., можно не сомневаться, что в Китае понимают: кризис в полной мере затронет всю махину производства дешевого товара. Перенести его последствия будет проще в условиях высокой социальной устойчивости, накопленных резервов и надежного управления. Здесь система экономического регулирования КНР хорошо подготовлена к периоду нестабильности. Сегодня в основном проклинают неолиберальную западную экономическую модель, а положительных сторон жесткого государственного регулирования, которым славился Китай, никто не оспаривает.

Зато спад производства и накопленные резервы дадут КНР возможность осуществить великую китайскую мечту. А именно — обеспечить себя ресурсами в условиях выгодной экономической конъюнктуры. Высокая активность китайских бизнесменов и чиновников разного ранга сегодня направлена на покупку сырьевых активов, особенно в южноамериканских и африканских странах. Кредит в $25 млрд для тихоокеанской ветви нефтепровода в РФ — прекрасная иллюстрация возможностей Поднебесной.

Британии когда-то хватило 4000 солдат и 40 кораблей, чтобы принудить Китай играть по своим правилам. США явно придется поискать чего-то большего для продажи казначейских облигаций. Самое смешное во всем этом — что, если КНР убедить до конца не получится, США придется выкупать свой «опиум» самим. Сегодня инвесторы ждут с замиранием сердца, решится ли ФРС сделать это превентивно. Пока решение откладывается, но все еще висит в воздухе. Так что не исключено, что шорт в UST с какого-то момента станет популярной инвестиционной идеей.