Военная доктрина России: что же будет с российской армией?
На модерации
Отложенный
Несмотря на то, что военная реформа российской армии стартовала, четкого ответа на вопрос о том, какой эта армия должна в итоге стать, кажется, нет даже у самих военных.
Генштаб обещает представить новую военную доктрину к концу текущего года. Но вряд ли этот документ окончательно объяснит, на что Россия будет ориентироваться в ближайшем будущем.
На оружейной выставке, открывшейся в Объединенных Арабских Эмиратах, начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров сообщил, что новая военная доктрина России сформирована и находится на стадии согласования.
К концу года генштаб обещает обнародовать документ, а значит, сформулировать принципы политики России в области военной безопасности.
"В нашей истории эта военная доктрина уже седьмой документ. В настоящее время она устарела. Необходимость в новой доктрине продиктована серьезными изменениями", - говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
"Не усеченный СССР"
В условиях многополярного мира угрозы, с которыми сталкивается Россия, принципиально отличаются от тех, что стояли перед ней в эпоху холодной войны, считает аналитик.
"Российская Федерация - это не усеченный СССР, это другое государство, у которого другие задачи, другие возможности, другие союзники и противники, - объясняет Цыганок. - Вооруженные силы, которые предназначены для войны с НАТО и завоевания мирового господства, не могут защитить Россию от реальных угроз современности, поддержания нормальных союзнических отношений с другими".
При этом, по мнению Анатолия Цыганка, министерство обороны России и Генштаб в его нынешнем составе не смогут создать армию, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Какой бы ни была военная доктрина - она не приведет к созданию армии нового образца, полагает специалист.
"Скорее всего, четких глобальных изменений не будет, концепция останется оборонной, единственное - учтут опыт ведения боевых действий в Южной Осетии и Абхазии и помощь российских гражданам, находящимся за рубежом", - говорит независимый военный эксперт Павел Шайкин.
Ядерное оружие
Глобальных перемен в армии в связи с новой доктриной, действительно, никто не ждет.
Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона" и член общественного совета при российском оборонном ведомстве, считает, что доктрина будет связана с нынешней реформой вооруженных сил.
"Я полагаю, что все-таки новая военная доктрина будет более конкретно прописывать все угрозы и все опасности, которые сегодня возникают для России, - говорит Коротченко. - В первую очередь, будет подтвержден статус ядерного оружия, что Россия делает на него решающую ставку и готова применить ядерное оружие первой в случае, если возникнет необходимость".
Ядерное оружие, по словам Коротченко, станет для России своего рода "зонтиком", под которым страна сможет спокойно проводить военные реформы.
Закупки же современного высокоточного оружия поставлены под вопрос из-за финансового кризиса.
Локальные войны
Два важных качества, которым в идеале должна обладать армия - компактность и мобильность - также, вероятно, будут учтены в доктрине.
"Я бы обратил внимание на тезис о том, что армия должна быть компактной. Он вытекает из того, что о глобальной войне речь теперь не идет", - говорит Игорь Коротченко.
О том, что мобильность стала приоритетом, свидетельствуют последние преобразования в российской армии.
По словам Игоря Коротченко, переход с дивизий на бригадную основу говорит о том, что Россия нацелена на готовность к локальным войнам.
В числе перспективных угроз эксперт называет начало боевых действий в Арктике, возможность которых также должна затрагиваться в новой военной доктрине.
По словам Игоря Коротченко, этот регион становится объектом повышенного внимания, в том числе со стороны НАТО.
Реформа и ведомства
Несмотря на то, что новая доктрина, по словам представителей генштаба, уже готова, ей еще предстоит пройти долгий этап согласования.
При этом реформа вооруженных сил уже началась. На это противоречие обращает внимание независимый военный эксперт Павел Шайкин.
"Военная доктрина этот тот фундамент, на который должна опираться военная реформа. Военная реформа у нас сейчас во всю идет, а военная доктрина еще только будет представлена, - говорит Шайкин. - Фактически уже сейчас можно констатировать, что у нас военная реформа будет идти сама по себе. А доктрина будет предложена сама по себе".
Такое расхождение теории с практикой не единственное противоречие, с которым сталкиваются современные вооруженные силы России. Так, генеральный штаб и министерство обороны, по словам Игоря Коротченко, по-разному видят военную реформу в целом.
"Один из идеологов военной реформы, генерал Юрий Балуевский, бывший начальник генерального штаба, сегодня переведен в Совбез. Это будет один центр, который будет выдвигать концептуальное обоснование военной реформы. С другой стороны, мозгом по-прежнему будет министерство обороны и генеральный штаб в лице Сердюкова и Макарова, которые будут предлагать свои варианты".
Компромисс, по мнению эксперта, обеспечит Верховный главнокомандующий, то есть президент России.
Комментарии
То ли развалим, то ли перестроим. а что в действительности покажет время, как говорится история все расставит по своим местам.
Прошедшие после развала СССР 20 лет показали, что они не способны ни на что, кроме разрушения и разворовывания. Ну так хоть не трогали бы то, что досталось им от СССР, ведь сломать могу - а сделать нет! Так ведь нет, даже на систему военного образования - основы основ - замахнулись.
Ну какого у них руки чешутся!!!
Гораздо легче покрасоваться на экране, высказав не очень хорошо заученные мысли.
не говорят потому что сами не знают. Концепция должна быть открытой как конституция. Да должны быть закрытые данные - "не для всех", но общая концепция (стратегия развития, идея, дух) - открыта должна быть! а ее нет...
А может потому, что он был не согласен с ныншними реформами его и перевели.