Кризис ударил по частным железнодорожным перевозчикам

На модерации Отложенный

Снижение объема железнодорожных перевозок в России стало настоящей катастрофой для лизинговых компаний и банков. Цены на железнодорожную технику упали настолько, что логистическим компаниям выгоднее отказаться от используемых по договорам лизинга вагонов и приобрести новые. В результате компании-перевозчики, взявшие вагоны в лизинг до кризиса, теперь возвращают их.

С августа 2008 года снижение цены на железнодорожные вагоны, по официальной информации, составило 15-20%. На вторичном же рынке произошел настоящий обвал цен. Снизилась и цена материалов для вагоностроения, в частности стали. Одновременно упал спрос на вагоны, поскольку упали объемы перевозок, а частные логистические компании столкнулись с дефицитом оборотных средств. В итоге производители не только опустили ценовую планку, они в два раза сократили производство: если раньше в странах СНГ производилось 70 тыс. вагонов в месяц, то к концу 2008 года — только 30 тыс. Главными пострадавшими оказались представители лизинговых компаний и коммерческих банков, которые выдавали кредиты под так называемый финансовый лизинг.

Руководитель направления рейтингов банков и лизинговых компаний агентства «Эксперт РА» Ирина Велиева в интервью BFM.ru отметила, что массовый возврат вагонов, взятых в лизинг, может стать серьезным ударом для всего лизингового рынка: «По итогам девяти месяцев 2008 года доля железнодорожной техники составила 24,3% от всего лизингового портфеля». А по данным экспертов рынка, пострадал именно этот сегмент.

Руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований «Брансвик Рейл Лизинг» Дмитрий Бовыкин в интервью BFM.ru подтвердил, что у лизинговых компаний сейчас непростые времена, несмотря на то, что в начале января объемы перевозок перестали падать: «Прекратилась ситуация, когда вагоны стоят пустые, и никто не желает ими пользоваться. Однако появились проблемы у тех, кто брал кредиты под лизинг железнодорожной техники и у тех, кто участвовал в финансовом лизинге».

Безусловно, все зависит от условий, на которых заключался лизинговый контракт. Если, например, компания брала в лизинг вагон за 90 тысяч долларов, к настоящему моменту была должна 80 тысяч, а на рынке вагон стоит уже 50 тысяч, то получается, что ей выгоднее вернуть вагон (если такое возможно по условиям контракта), заплатить неустойку и купить новый.

«Те компании, — продолжает Дмитрий Бовыкин, — которые отдавали вагоны в финансовый лизинг (то есть, согласно договору лизинга, по окончании его срока действия вагоны переходили в собственность лизингополучателя), действительно столкнулись с возвратом вагонов. Но с еще большими проблемами столкнулись банки, которые давали кредиты под лизинговые контракты. Банкам просто перестали платить, а имущество, находящееся в залоге, — это как раз эти самые железнодорожные вагоны. И они зачастую стоят с грузом. И банкам приходится платить РЖД за отстой, потом решать, что делать с грузом, и т. д. А имущество это, то есть сами вагоны, тем временем продолжает обесцениваться».

Крупные лизинговые компании пострадали сильнее остальных. В процессе приватизации крупнейший портфель по сегменту железнодорожного транспорта от РЖД получила аффилированная компания «Магистраль — Финанс», у которой затем его (на сумму 860 млн долларов) приобрела «ВТБ-Лизинг». Сейчас «ВТБ-Лизинг» является крупнейшим игроком рынка, портфель составляет 2,59 миллиардов долларов. Также крупные сделки на растущем рынке заключали компании «Транскредитлизинг» и «Уралсиб Лизинг». Представители этих компаний отказываются комментировать даже общую ситуацию на рынке лизинга, не говоря уже о ситуации в собственных компаниях.

Однако некоторые оценки масштабов лизинговой катастрофы все же есть. Так, по прогнозу РЖД, из-за снижения погрузки и роста затрат частные операторы могут вернуть обратно 100 тысяч вагонов лизинговым компаниям и банкам.

Как известно, РЖД предлагает «приютить» оставшиеся бесхозными вагоны и перевести их в создающуюся «Вторую грузовую компанию» (ВГК). За это банки получат акции нового вагонного оператора. Однако, по сведениям BFM.ru, ни банки, ни лизинговые компании на это предложение пока не откликнулись.

Ольга Караулова