Российских топ-менеджеров пора призвать к скромности
На модерации
Отложенный
В России закрываются предприятия, растёт безработица, сокращаются зара-ботные платы и реальные доходы большинства граждан. Однако доходы топ-менеджеров государственных корпораций по-прежнему измеряются десятками, сотнями и миллионами всё дорожающих долларов США.
Спрашивается, как и кем обосновано то, что месячный заработок "чиновника в бизнесе" должен составлять, скажем, 5-10 млн. рублей, в сотни раз превышая зарплату среднего работника? Широкой общественности то неведомо. Может быть, этих денег даже мало для топ-менеджера, ему прибавить надо, и тогда уж он точно всех нас от кризиса спасёт?
Несмотря на успехи демократии и свободы слова в новейшей России, и даже на провозглашённую борьбу с коррупцией, доходы топ-менеджеров государствен-ных корпораций пока как будто остаются запретной темой. Методика определения уровня их заработков, многообразные механизмы различных выплат, бонусов, система "натуральных льгот" остаются для широкой общественности тайной за семью печатями.
О размерах материального вознаграждения высших руководящих эшелонов крупного бизнеса можно лишь гадать, так сказать, по отблескам дальних зарниц. Или по тому, что сочтут нужным "слить" в прессу корпоративные пресс-службы или конкуренты. Частный бизнес, простите за повторение, является частным де-лом его владельцев, но почему "засекречены" доходы топ-менеджеров Газпрома, "Роснефти", Сбербанка, ОАО "РЖД", других подобных "естественных монопо-лий" и крупнейших компаний с определяющим государственным участием?
Не может не радовать то, что важные финансовые аспекты функционирова-ния государственной власти в России постепенно становятся всё более прозрач-ными и доступными вниманию общественности. Особенно, по мере того, как кор-рупция и связи представителей власти с криминалом в России разрослись до мас-штабов угрозы национальной безопасности. Кризис обострил нужды большинства граждан страны, и естественным образом заставил многих задуматься: действи-тельно ли те, кто поставлен управлять государственной собственностью, пашут от зари до зари.
Постепенно законодательно были закреплены нормы о том, что декларации о доходах должны представлять к обнародованию кандидаты в исполнительную и законодательную власть − претенденты быть избранными депутатами Государст-венной Думы, президентом России, главами местных администраций. Осенью 2008 года похожие требования стали предъявляться законом и к большинству го-сударственных чиновников. Однако доходы "чиновников-коммерсантов" из ком-паний с решающей долей государственной собственности по-прежнему остаются чуть ли не государственной тайной.
Ещё в 2006 году в Государственной Думе прозвучало предложение о раскры-тии уровня доходов руководителей ведущих российских государственных компа-ний. Авторы инициативы считали, что борьба с коррупцией в высших эшелонах власти требует публичной информации. К сожалению, в тот раз предложение от-клонили главным образом из-за противодействия фракции "Единая Россия".
Тогда требования прозрачности и обоснованности доходов топ-менеджеров государственных компаний не вызвали широкого резонанса. Пока в обществе де-ла идут неплохо, вопросы эффективности государственного менеджмента зани-мают только специалистов и отдельных, озлобленных на жизнь, граждан. В пе-риоды острых социально-экономических кризисов картина мира вдруг перевора-чивается: для народа "эффективные собственники" предстают паразитами, по-винными во всеобщем крахе, голоде и холоде. Начаться может такое, что только держись.
Спустя всего два года глобальный экономический кризис, перекинувшись и в Россию, вновь поставил вопрос о доходах топ-менеджеров государственных ком-паний на суд общественности.
И уже в более острой форме: просто информации стало недостаточно, прозвучало требование обосновать необъяснимо высокие доходы руководителей государственных компаний.
В конце прошлого года фракция "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании Петербурга предложила проект постановления об ограничении зара-ботной платы и других вознаграждений топ-менеджерам компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Когда "Единая Россия" и на этот раз не пропустила инициативу, её авторы подготовили соответствующее обраще-ние к президенту России Дмитрию Медведеву.
Речь идёт, разумеется, только о компаниях, которые либо принадлежат, либо управляются государством. Потому как тут политика и экономика переходят друг в друга. Экономически пакеты акции − в собственности государства. Чиновники не являются "собственниками государства", все они от первого до последнего − ли-бо избираемые должностные лица, либо нанятые на работу. Значит, окончатель-ными совладельцами государственной собственности являемся все мы, граждане России. И общегражданский паспорт РФ в это смысле весит куда больше, чем ак-ция даже самой прибыльной компании.
Проблема управления собственностью нелегка: известно, что богатство от небдительного хозяина как-то само собой перетекает к вороватому управляюще-му. Жертвами ушлых "топ-менеджеров" становились не только спивавшиеся по-мещики. Похожее произошло с бывшей общенародной собственностью СССР, ла-комые и прибыльные куски которой чиновники раздали "назначенным олигарха-ми".
Благодаря "путинскому курсу" многое удалось вернуть в государственную собственность, именно так и сложились в современном виде обновлённые "есте-ственные монополии". Последние жёсткие антикризисные меры ещё больше уси-лили тенденции к национализации экономики, потому что кризис наглядно проде-монстрировал крах новейшей либерально-рыночной модели экономики.
Однако в глазах россиян огосударствление экономики, равно как и борьба с олигархами оправданы лишь тогда и в той степени, в какой соблюдаются принци-пы социальной справедливости. Хотя бы по необходимому минимуму. Богатеет государство − должно с народом делиться. Трудные времена настали − пусть и чиновники пояса затянут. Хотя бы для вида. Потому что о государственной поли-тике очень многие люди судят по поведению видных "государевых людей".
Именно поэтому председатель Совета Федерации, лидер "Справедливой России" Сергей Миронов поддержал инициативу питерских товарищей: "Сверх-доходы, когда страна затягивает пояса потуже, это не очень справедливо. Сокра-щение доходов топ-менеджеров вполне уместно как акт солидарности". Руково-дители крупных государственных компаний могли бы понизить себе зарплату и прочие доходы-бонусы, урезать расходы на свои "натуральные льготы" − соци-альный пакет, медицинское обслуживание.
Конечно, речь не идет о том, чтобы держать высококвалифицированных спе-циалистов в чёрном теле на потеху толпе, испытывая их патриотизм и народолю-бие. В "Справедливой России" считают, что доходы руководителей государст-венных компаний должны быть экономически и социально обоснованы, просто и ясно для всех и каждого. Исходная мерка − средняя заработная плата обычного государственного служащего, которая умножается на коэффициент, который за-висит от эффективности работы руководителей и прибыльности возглавляемых ими компаний.
Такой подход позволил бы соблюсти требования социальной справедливо-сти, не пускаясь при этом в бестолковую "уравниловку".
Павел Былевский
Комментарии