Газ подключили к сфере интересов США

На модерации Отложенный В одном из ведущих "мозговых центров" США Heritage Foundation прошло обсуждение последствий газового конфликта между Россией и Украиной. Американские аналитики пришли к выводу о необходимости положить конец газовой монополии России и, что еще более важно, увязать вопросы энергетики с безопасностью трансатлантического сообщества. Правда, решить эту задачу, по их оценкам, крайне сложно: альтернативные маршруты транспортировки энергоносителей, такие как Nabucco, пока трудно реализуемы. За ходом дискуссии специально для "Ъ" следила обозреватель "РИА Новости" НАРГИЗ Ъ-АСАДОВА.

"Энергетика значит безопасность"

"Nabucco — это, безусловно, вопрос геополитики, поскольку так его поставила Россия",— с ходу объявил глава программы Центральной Азии и Кавказа в университете Джона Хопкинса Фредерик Старр, который открыл конференцию "Политика США на Южном Кавказе: вызовы для энергетики и геополитики", проходившую в Heritage Foundation в минувший вторник. "Экономическая составляющая тоже очень важна. Но именно геополитика подталкивает экономику, по крайней мере сегодня,— развил свою мысль профессор.— Стоимость проекта СЕГ (Северо-Европейский газопровод.— "Ъ") оценивается в $12 млрд, тогда как трубопровод через Белоруссию можно было бы построить всего за $3 млрд".

Фредерик Старр и его коллеги сошлись на том, что энергетика окончательно превратилась в проблему безопасности как для отдельных стран, так и для всего трансатлантического сообщества. "НАТО и ЕС не могут сделать ничего конкретного для обеспечения безопасности Грузии, Азербайджана, Украины и Молдавии,— констатировал господин Старр.— Это называется вакуумом безопасности. С одной стороны, эти государства не хотят вступать в организации, предлагаемые Россией, с другой — им не позволяют стать членами других организаций". По мнению профессора, Россия ставит под сомнение суверенитет бывших советских республик, свидетельством чего стала августовская война с Грузией и назревающий конфликт с Украиной из-за Крыма.

Участники дискуссии сочли энергетическую независимость этих стран от России ключевым вопросом их суверенитета. "США понимали эту проблему с самого начала,— напомнил господин Старр.— Баку—Тбилиси—Джейхан стал наибольшим триумфом европейской дипломатии за последние 15 лет. Есть основания полагать, что Европа теперь тоже осознает существование проблемы суверенитета".

А советник сенатора Ричарда Лугара по вопросам энергетики Нил Браун и вовсе убежден, что роль энергетики в Центральной Азии и на Кавказе очень важна с точки зрения безопасности всего трансатлантического альянса. Ведь речь идет не только о возможности бесперебойного снабжения Европы энергоресурсами. Господин Браун и его коллеги обеспокоены тем, что страны ЕС по-разному видят пути решения этой проблемы. Италия, Франция, Германия предпочитают заключать двусторонние договоры с "Газпромом", тогда как страны Восточной Европы считают, что у ЕС должна быть единая политика в отношении газовых поставок из России. "Отсутствие консолидированной политики ЕС в вопросах энергетики может привести к развалу НАТО",— предупредил Нил Браун.

По его мнению, для эффективного решения проблем безопасности трансатлантического альянса необходимо ограничить газовую монополию России. "Россия испытывает драйв от осознания себя монополистом поставок газа в Европу",— сделал вывод господин Браун. Поэтому, по его словам, Америка должна наращивать инвестиции в энергетический сектор Центральной Азии и Каспия. "Нам необходимо наладить транскаспийские перевозки нефти и газа, реализовать проект Nabucco, чтобы направить потоки углеводородов через Турцию в Австрию",— заявил советник Ричарда Лугара.

Между тем сам сенатор еще в ноябре 2006 года на саммите НАТО в Риге предложил расширить пятую статью Североатлантического договора, согласно которой вооруженное нападение на одну из стран НАТО рассматривается как нападение на альянс в целом, и на энергетический сектор. Господин Лугар выступает за то, чтобы вооруженное нападение на поставщика энергоресурсов странам НАТО приравнивалось к нападению на НАТО в целом. В ходе недавних слушаний в сенате по поводу утверждения Хиллари Клинтон на пост госсекретаря она благосклонно отнеслась к идее Ричарда Лугара. Госпожа Клинтон даже заявила, что вопросы энергетики должны быть обязательно внесены в повестку дня ближайшего саммита НАТО.

Проблемы Nabucco

Признав, что война России в Грузии и газовые войны на постсоветском пространстве сделали строительство газопровода Nabucco более актуальным, участники дискуссии в Heritage Foundation отметили и конкретные проблемы воплощения этого проекта. Выяснилось, что пока большинство потенциальных участников проекта Nabucco не заняли ясной позиции.

Турция, по территории которой должен пройти газопровод, неожиданно для многих решила использовать "энергетическое оружие в политических целях". "Сегодня происходит "путинизация" внешней политики Турции,— возмущался Фредерик Старр.— Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с заявлением, что если Европа хочет построить Nabucco, то самое время возобновить переговоры о вступлении Турции в ЕС".

Впрочем, помощник заместителя госсекретаря США по вопросам политики на Кавказе Мэтью Брайза заверил "Ъ", что турки вряд ли станут разыгрывать эту карту и препятствовать строительству газопровода.

На вопрос "Ъ", почему Европа должна предпочесть зависимость от Турции трудностям сотрудничества с Россией, господин Брайза ответил, что все дело в конкуренции. "Главная идея в том, чтобы у европейцев было несколько вариантов, чтобы они не зависели от кого-то одного. Если трубопровод из России через Украину будет конкурировать с Nabucco, и у Турции, и у России с Украиной будет больше причин оставаться надежными поставщиками газа",— заявил он. Кроме того, по словам Мэтью Брайзы, у Болгарии, Австрии, Румынии есть ряд причин предпочесть Nabucco, а не предлагаемый Россией "Южный поток". "Nabucco даст им дополнительный рычаг в переговорах с Россией и "Газпромом". К тому же, согласно нашему анализу, Nabucco может доставить газ в Австрию на 40-50% дешевле, чем "Южный поток". Так что Nabucco более выгоден с экономической точки зрения",— заверил "Ъ" господин Брайза.

Между тем еще одна проблема возникла у Турции с Азербайджаном. Дело в том, что Азербайджан (единственная страна, подтвердившая готовность участвовать в проекте Nabucco) хочет продавать свой газ напрямую Европе, оплачивая Турции только расходы за транзит. В свою очередь, Турция настаивает на том, чтобы покупать газ у Азербайджана на границе и потом продавать его Европе. При этом Турция предлагает за азербайджанский газ цену меньшую, чем Россия.

"В этом случае Азербайджану выгоднее продавать весь свой газ России, а не Турции",— объяснил "Ъ" позицию Баку руководитель нескольких внешнеполитических программ в дипакадемии Азербайджана Фариз Исмаилзаде. По его мнению, проект Nabucco может не состояться и из-за уязвимости энергетической инфраструктуры в регионе. "Августовская война России с Грузией вызвала серьезные опасения по поводу сохранности нефтегазового коридора в регионе. Не случайно русские бомбы падали в 50 м от трубы. Возможно, это был сигнал, что коридор не должен существовать",— считает господин Исмаилзаде. Потенциальным препятствием строительству газопровода в обход России Баку считает и замороженные конфликты на Кавказе. "Нагорно-карабахский конфликт один из них. Августовские события в Грузии показали, как легко разморозить такие конфликты. В связи с этим в Баку очень обеспокоены недавними поставками вооружений из России в Армению на $800 млн (МИД РФ факт поставок опроверг.— "Ъ"). В Баку опасаются, что это было сделано намеренно, чтобы предотвратить строительство новых трубопроводов в регионе в обход России и отпугнуть Азербайджан от дальнейшего партнерства с Западом",— заявил Фариз Исмаилзаде.

К тому же Казахстан и Туркмения, без которых невозможно наполнить Nabucco газом, не спешат брать на себя обязательства участвовать в проекте. Однако, по мнению Нила Брауна, здесь все же есть повод для оптимизма. "Мы работаем с Казахстаном. Согласно программе Нанна—Лугара, произошла его денуклеаризация. Далее сенатор Лугар планирует представить резолюцию, отменяющую поправку Джексона—Веника для Казахстана. Во внешней политике Туркмении произошли серьезные изменения. Она проявляет интерес к инвестициям с Запада и даже впервые за десятилетия допустила частную западную компанию к оценке своего газового месторождения", — подбодрил собравшихся советник сенатора Лугара.

Итог дискуссии подвел старший научный сотрудник Heritage Foundation Ариэль Коэн, заявивший, что новая администрация США "должна признать геополитическую важность Центральной Азии и Кавказа, если мы хотим, чтобы в мире произошла диверсификация источников и маршрутов доставки нефти и газа". "По мере того как экономический кризис будет подходить к концу и цена на нефть и газ вновь станет расти, важность этого региона значительно возрастет",— заявил Ариэль Коэн.

Германия нашла рецепт против газовых войн

Вчера стало известно о новой реакции ведущих стран ЕС на газовый конфликт между Россией и Украиной, которая может иметь серьезные последствия для отношений Брюсселя с Москвой. Германия призвала руководство ЕС внести в готовящееся соглашение о сотрудничестве с РФ "основополагающий" пункт об энергетической безопасности. Об этом говорится в письмах канцлера ФРГ Ангелы Меркель главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу и премьеру председательствующей в ЕС Чехии Миреку Тополанеку — письма оказались в распоряжении британской The Financial Times.

По мнению госпожи Меркель, отдельная "энергетическая статья" "дала бы нашим поставщикам энергии, действующим на территории России, необходимые правовые гарантии при ведении разведки и разработке российских газовых месторождений". Внесение этого пункта в договор с Россией, полагает канцлер, призвано исключить повторение российско-украинских газовых войн. "Мы должны послать обеим странам ясный сигнал, что недавний конфликт не может повториться ни при каких обстоятельствах",— предупредила канцлер.

По оценке издания, несмотря на то что две страны перекладывали друг на друга вину за срыв поставок в Европу, ряд европейских правительств возлагают ответственность на Россию и полны решимости добиться гарантий неповторения кризиса даже путем ужесточения своего подхода к Москве. Идея Ангелы Меркель будет обсуждена на саммите ЕС, который пройдет 19-20 марта. Принятие немецкого предложения может серьезно изменить подход ЕС к энергетической безопасности и повлиять на отношения Брюсселя с Москвой.

Геннадий Сысоев