Новый патриарх принял первое решение

На модерации Отложенный

Вчера поместный собор, накануне избравший новым патриархом Московским и всея Руси митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, завершил работу. Глава Русской православной церкви уже сделал первое программное заявление, заверив, что "никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет". Тем временем уже развернулась дискуссия о возможных кадровых переменах в руководстве РПЦ. 

Вчера завершил свою работу поместный собор РПЦ, избравший накануне предстоятелем церкви митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла ("Ъ" подробно рассказал об этом 28 января). Несмотря на то что митрополита Кирилла считают представителем церковного "модернизма", одно из первых заявлений, которое он сделал после избрания, выдержано в консервативном ключе. "Упаси Бог хоть одному патриарху войти в историю с именем реформатора,— цитирует вчерашнее заявление предстоятеля "Интерфакс".— Но есть перемены, растущие из глубины народной жизни. Разве при жизни моего предшественника жизнь церкви стояла на месте? Но кто назовет моего предшественника, святейшего патриарха Алексия, реформатором!" 

Радикальные преобразования церковной жизни могли начаться уже вчера. Так, по словам епископа Венского и Австрийского Иллариона (см. интервью на этой же странице), на заседании поместного собора развернулась полемика относительно статуса самого этого собрания. Отдельные члены собора предложили ограничить его полномочия совещательными функциями, а всю полноту принятия властных решений, в частности в сфере вероучения, передать архиерейскому собору (членами последнего являются 140 правящих архиереев, в то время как членами поместного собора помимо них являются монахи и миряне). Митрополит Кирилл заметил, что в истории христианства вселенские соборы, определявшие вероучение, были соборами, которые состояли исключительно из архиереев. Тем не менее избранный патриарх заверил, что "никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет". Он лишь призвал активнее проводить совещания с участием клириков и мирян и, возможно, создать новую площадку для дискуссий.

В кулуарах же делегаты собора обсуждали возможные кадровые перемены в руководстве РПЦ: станет ли патриарх поощрять своих сторонников и наказывать противников, которые появились в ходе предвыборной кампании. Напомним, ключевую роль в избрании патриархом владыки Кирилла сыграли старейшины Синода — митрополиты Киевский Владимир, Минский Филарет и Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Они отказались от борьбы за престол в самом начале предвыборной кампании, а митрополит Филарет открыто помог владыке Кириллу на финише — он вошел в тройку кандидатов, за которых предстояло голосовать поместному собору, но взял самоотвод, призвав своих сторонников голосовать за Кирилла. Отблагодарить старейшин, считают собеседники "Ъ" в РПЦ, просто невозможно: у них есть все, кроме поста патриарха, а они сами от него отказались.

"Но главное, что митрополит Кирилл всегда исходил из позиции: никому ничего не обещать,— говорит диакон Андрей Кураев, выступивший едва ли не главным пиарщиком митрополита Кирилла на прошедших выборах.— То есть сохранить свободу в принятии решений". Редактор православного журнала "Фома" Владимир Легойда также убежден, что кадровые изменения в РПЦ, если и такие и случатся, не будут зависеть от личных симпатий владыки Кирилла: "Не следует забывать и о том, что посты в РПЦ не теплые места".

В церкви сомневаются также, что владыка Кирилл примется понижать своих противников. "Вот, к примеру, митрополит Ставропольский Феофан, который считается сторонником митрополита Климента,— рассказал источник "Ъ", близкий к аппарату РПЦ.— Выборы прошли, но есть факт: Феофан — успешный управленец сложной епархии. Зачем патриарху его снимать?" Однако новому патриарху все же придется озаботиться хотя бы двумя перемещениями. Так, он должен будет найти себе замену на посту главы ключевого в РПЦ отдела внешних церковных связей (ОВЦС), а также на Смоленской и Калининградской кафедрах. По информации "Ъ" от информированных источников в РПЦ, на пост главы ОВЦС, скорее всего, будут претендовать зампреды отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин или епископ Егорьевский Марк. При этом в церкви не исключают, что этот пост может быть предложен и епископу Иллариону. Пост же главы епархии может занять один из викарных епископов. По информации "Ъ", рассматривается кандидатура епископа Серафима (викарий Смоленской епархии), однако он довольно молод — 48 лет.

Впрочем, отдельные эксперты все же связывают с избранием нового патриарха начало изменений в церковной политике. "В церкви начнется новый этап, но не идеологический,— уверен член президиума Всемирного Русского народного собора Александр Дугин.— Если при патриархе Алексии II внешняя политика церкви была умеренной и скорее оборонительной, то теперь она будет наступательной. Владыка Кирилл поведет церковь в общество, чтобы там отстаивать православные ценности: РПЦ выступит против постмодернизма, либеральной культуры и либеральной индивидуальности". В подтверждение своих слов он напомнил, что так называемая Декларация о правах и достоинствах человека, в которой система либеральных ценностей современного буржуазного мира подверглась резкой критике (это, в свою очередь, вызвало возмущение многих правозащитников), разработана именно митрополитом Кириллом.

Интронизация нового патриарха назначена на 1 февраля. Вступив в новую должность, он въедет в рабочую резиденцию главы церкви в Чистом переулке. В его распоряжении окажутся также официальная резиденция в Свято-Даниловом монастыре, резиденция в подмосковном Переделкине, где он живет, и покои во многих ставропигиальных монастырях.

Юлия Таратута, Павел Коробов