Эпоха потребления закончилась. Что дальше?
На модерации
Отложенный
С тех пор, когда наиболее развитая часть мира перешла в постиндустриальную эру, доминирующей экономической доктриной, вне всякого сомнения, стал консьюмеризм.
Главной движущей силой в проведении этой доктрины стали крупные международные корпорации, которые на протяжении последней четверти века терпеливо и скрупулезно взращивали в покупателях культ потребления, тратя на продвижение и маркетинг своих товаров бюджеты, зачастую кратно превосходящие расходы на их разработку и производство.
Да, собственно, и продавать стали не столько сами товары, сколько моду на них. А рыночная капитализация предприятий стала зачастую определяться не столько реальными активами, сколько наличием раскрученной торговой марки и людей, вроде главы Apple Стива Джобса.
Реклама, массовая культура, печатный глянец, кино, индустрия моды и их порождение – всевозможные "идолы молодежи" и "иконы стиля", доходчиво объяснили обывателю, что иметь одну пару ботинок и штанов на сезон - чистейший mauvais ton. Штаны (читай, машины, телевизоры, мобильные телефоны, яхты…), говорили они, должны быть определенного цвета и фасона, по которым можно безошибочно определить социальное положение их обладателя. А самое главное, их должно быть много, а менять их следует как можно чаще.
В действительности, бросить упрек в покупателей, которым рекламный призыв не лишать себя удовольствий и "жить уже сегодня" пришелся явно по вкусу, не поворачивается язык. Ведь еще недавно тратить было так приятно просто - разве можно себе представить успешного человека без кредитки? - а, главное, безопасно.
Сами правительства поощряли потребительский ажиотаж, пустив на полную мощь печатные станки и закрывая глаза на многие невинные, как тогда казалось, шалости банков, щедро снабжавших людей не обеспеченной никакими материальными активами ликвидностью на новые и новые покупки.
В этой горячке никто и не заметил, что дело зашло слишком далеко. Система, основанная на виртуальных деньгах, действовала до поры, пока все соглашались в нее верить – как в фею из сказки про Питера Пена. Внезапная смена настроений – тот самый пресловутый кризис доверия – оставила от нее одни лишь воспоминания и звездную пыль.
Сегодня очевидно, что потребление – по крайней мере, в прежних масштабах – осталось в прошлом.
Те, кто сохранил доходы и имел накопления, не спешат тратить хотя бы в силу большой неопределенности в отношении будущего. Другим, кому повезло меньше, тратить попросту нечего.
Подобное состояние высокой неопределенности, скорее всего, не закончится завтра. Чтобы ликвидировать многочисленные накопленные за последние десятилетия дисбалансы в мировой экономике, в том числе огромный переизбыток промышленных мощностей, созданных для удовлетворения все возрастающего потребительского спроса, потребует периода долгой и болезненной ломки. И отчаянные попытки правительств сделать неизбежный переход к новым реалиям, способны лишь сделать этот переход несколько более плавным.
К новым условиям придется адаптироваться и обществу. И как это уже не раз бывало в истории, его реакция может быть бурной. Как известно из истории, последствия социального протеста – непременной реакции любого общества на кризис – бывали действительно разрушительными. Однако война – худший, но, по счастью, не единственный выход из подобных положений.
Например, в конце 60-х недовольство, вызванное кампанией во Вьетнаме и неприятие молодым поколением буржуазных ценностей своих родителей, привели к появлению на свет поколения хиппи. "Дети цветов" прославились не только своим пацифизмом, воплощенном в призыве заниматься любовью, а не войной, но и полным отсутствием инстинкта потребителя.
В конечном итоге, новая субкультура стала оказывать серьезное влияние не только на политику правительств, но и, как не парадоксально, на потребительский рынок. Отныне драные джинсы превратились в абсолютный хит, не утративший своей актуальности и сегодня.
Не исключено, что нынешний экономический кризис может привести к рождению поколения новых хиппи, которые, как знать, также изберут протест против безудержного потребления своим основным императивом. При этом общество, сумевшее первым породить нового Джона Леннона, сможет распространить свое влияние на окружающий мир, получив неоспоримые преимущества в процессе его дальнейшего обустройства.
Но строить этот новый мир, основа которого не будет замешана на потреблении, надо спешить, пока глобальные компании не сделали из его главных символов, как в свое время из джинсов, прибыльный товар, который обязан носить каждый.
Владимир Волков
Комментарии
А так просто пузырь лопнул - и всё, ёк.
На любой приобретаемый товар ты должен произвести схожий по цене и твоя покупка будет обеспечена реальным равноценным продуктом.
А когда \"производящий воздух\" менеджер покупает что-то в кредит, то за реальный товар он отдаёт не обеспеченные аналогом банковские деньги (т.е., средства других людей).
Сумбурно получилось - вряд ли правильно выразил мысль - но по сути за реальные вещи расплачивались воздухом, что и привело в итоге к огромному дисбалансу.
\"...шалости банков, щедро снабжавших людей не обеспеченной никакими материальными активами ликвидностью на новые и новые покупки.\"
А во-вторых - за потребление чего-либо индивидуум обязан предложить что-либо пользующееся схожим спросом и ценностью.
Просто умело сыграли на стандартных человеческих слабостях и предсказуемых стадных поведенческих реакциях.
Правда, это имело место почему-то именно в России.
Такие и берут дорогое и ненужное в кредит.
Одни, как бараны, погнались за модой и понтами, не оценив должным образом свои возможности, а другие радостно ухватились за возможность накруток в 1.5-2 раза от цены товара, в ущерб более насущным инвестициям, чем потребкредиты.
Вместо надёжных, рассчитанных на длительную эксплуатацию предметов в обиход массово вошли довольно ломучие, практически одноразовые конструкции со сравнительно небольшим ресурсом, изначально рассчитанные на скорую замену на \"более продвинутые\" или \"обновлённые\" модели.
Вряд ли люди будут придерживаться аскетичного и простого уровня жизни.
Правда, как показывает практика, в них и смысла нет - то одно, то другое.
Напоминает женскую диету. То обжираешься чрезмерно, а то разгрузочные дни на кефире. Так и живем-с..
Польза кому?
Многие люди получили пользу от движения хипии: хорошую музыку, душевный покой, прекращение войны во Вьетнаме.
Какая польза от 80% современных менеджеров? Нулевая. Бездельники, раздувающие щеки и потребляющие... :-)
Речь вообще шла о пользе. Так вот у любого общественного движения есть та или иная польза.
Я не против движения хиппи, но, честно говоря, говорить о том, что они принесли много пользы говорить тоже не берусь. Легко играть на высоких и низких нотках, рассуждать о прекрасном, а вкалывать каждый день, чтобы что-то реально получилось всегда сложнее.
Кстати, отсюда и кризисы потребления / кредитования.. Люди забывают о том, что, чтобы что-то получить, необходимо что-то сначала для этого сделать.
Причем не важно мэйнстрим это в образе русского балета или андеграунд хипповый. Какая польза? Когда Вы ответите для себя на этот вопрос, тогда поймете, что и хиппи, и другие подобные течения очень полезны для общества! Они не дают превратится нам в роботов.
Вот от роботов только одна польза.
Менеджеры обществу тоже нужны, как шестеренки в механизме. И пользы от них столько же, и толку. Они ничего не создают. Они продукт несовершенства нашего мира. Лишь небольшое их число является по-настоящему организаторами производства, остальное - баласт, который работает на себя. Но так везде: у чиновников, у хиппи.
Про кризис потребления. А почему люди должны что-то помнить, если система дает им возможность жить здесь и сейчас? К чему такой аскетизм? Наша жизнь коротка и прожить ее надо ярко. Глупо всю жизнь жить в коммуналке и откладывать на квартиру, если можешь взять кредит и жить прямо сейчас. Виноваты не люди, а финансовая система, которая обслуживает сама себя и цель которой, не благо людей, а прибыль.
плюс вам, во многом согласна, хоть, к сожалению, и не все так легко осуществимо.
Да и даже сейчас немало народу продолжает баблом мусорить на всякую фигню.
Часть этих людей каждый день показывают по телевидению, часть не показывают никогда, но называют одним словом.
И что про это дисскуссировать?
Статья-то затронула более глубокую тему, чем финансовый крисиз. Суть в том, что у общества потребления нет будущего. Это тупик. Как писал Джек Лондон -- на двух диванах не уложишься. А вся мощь современного маркетинга требует от потребителя не только спать на двух (трех, четырех диванах), но и менять их каждый год.
\"Владельцы капитала будут стимулировать рабочий класс покупать все больше и больше дорогих товаров, зданий и техники. Толкая их тем самым для того, чтобы они брали все более дорогие кредиты, до тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведет к возникновению коммунизма\".
Карл Маркс, 1867 год.
Сколько цивилизаций сменилось на Земле даже за исторический период!
Где Аццеки с Инками, где Римская империя?
Кто-то обязательно придет на смену. Если это случится в нашей жизни - мы должны будем ассимилировать или погибнуть.
Я слабо верю, чтобы вот так на ровном месте, без катаклизма, возникла новая религия, которая повела бы человечество к безоблачному будущему...
Какое познание и творчество? Это удел 1% человечества. Остальным нужна еда, развлечение и самоутверждение (в основном за счет других). Это не вина человечества, а его беда: разрыв между животной мотивацией и колоссальными возможностями в использовании среды.
Возвращаясь к текущему (да прежним кризисам). Причина-то на поверхности, но о ней упорно молчат. Это деньги. Ну не деньги как таковые, а те игры в которые играют финансисты за счет всех остальных. Ведь объем денежной массы в 80 (!) раз превосходит все материальные активы человесества. А в 70-е годы превосходил только в 2-3.
Сама идея банковской системы, где деньги делаются на деньгах порочна. Не случайно Коран запрещает давать деньги в рост :-)
Деньги должны работать, а не размножаться.
Кстати в нашей стране четко видно, как все делается в услугу финансовым, а не промышленным кругам. Так что ничего хорошего ждать не приходится.
Должен же он когда-то говорить правду.