Школьники не могут решить, кому заплатить за поступление в вуз
На модерации
Отложенный
С этого года единый государственный экзамен придется сдавать всем абитуриентам без исключения. А поступающим в престижные вузы — дополнительные еще и традиционные экзамены. Сторонники тестовой формы контроля знаний облегченно вздыхают: ЕГЭ справился с грабительскими расценками услуг вузовских репетиторов. Впрочем, радоваться, кажется, рановато. Свято место пусто не бывает: в России появились новые охотники за абитуриентскими денежками.
По данным Высшей школы экономики, при поступлении студентов объем серых доходов от взяток и репетиторства достигает 3 млрд долларов. Эта проблема, по задумке чиновников из Минобрнауки, должна сойти на нет в этом году. Ведь если раньше требования к абитуриентам у каждого вуза были разными, и соответственно приходилось ходить только на определенные подготовительные курсы, то с введением ЕГЭ имеет значение только количество набранных баллов. И не важно, кто вложил эти знания в голову выпускника.
Впрочем, это не значит, что репетиторство вымирает как явление. Просто оно видоизменяется. Основные надежды абитуриентов и их родителей теперь возложены на школу. Именно учителя должны помочь будущему первокурснику разобраться со страшным ЕГЭ. В частности, педагоги разъясняют систему тестирования и дают школьникам привыкнуть к формату экзаменов. Эксперты добавляют: в ущерб образовательному процессу. «Если раньше репетитор давал хоть какие-то знания, потому что проходил вместе с учеником по всему материалу, обсуждал вопросы, которые могут попасться при поступлении, то теперь большинство школьных педагогов учат абитуриентов просто угадывать ответы», — убежден президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
За более подробное объяснение материала (например после уроков) школьные педагоги все равно берут деньги. Увы, избежать такого завуалированного вымогательства не удастся практически никому. «Тесты сейчас требуют больше знаний, чем может дать школьная программа, — рассказывает школьный учитель Денис Марцевич. — Чтобы сдать ЕГЭ успешно, нужно заниматься дополнительно. А без этого круглые отличники получают четверки, а ребята, которые учатся на 3–4 — двойки. Проблемы с ЕГЭ отсутствуют только в классах с углубленным изучением каких-либо предметов».
По мнению Сергея Комкова, проблема в том, что далеко не все школы еще успели выработать эффективные методики подготовки к тестам. К тому же в составе ЕГЭ есть так называемые спорные вопросы, ответы на которые могут быть разными у разных педагогов, а значит, у школьника тоже. Но в проверяющей тесты компьютерной программе есть только один вариант ответа. Вовсе не факт, что он совпадает с мнением учителя.
Учителя учителями, но без репетиторов все же не обойтись, считают эксперты. Сложные варианты тестов, где правильных ответов на вопрос может быть больше одного, сдать на отлично не в состоянии даже хорошо подготовленные абитуриенты», — рассказывает вузовская преподавательница Вера Купцова. Ситуация усугубляется тем, что в 2009 году абитуриентам придется сдавать четыре теста: два обязательных — русский язык и математика и два дополнительных — в зависимости от выбранной специальности.
При этом вузы вправе менять три из четырех экзаменов по своему усмотрению. Об этом стало известно лишь в середине января. Такие новости многих поставили в затруднительное положение: всего за несколько месяцев до поступления выяснилось, что в выбранный вуз надо сдавать не физику, а, к примеру, информатику. «То, что буквально сейчас изменили набор экзаменов, которые нужно сдавать для поступления, — беспредел, — убеждена Вера Купцова.
— Абитуриенты с сентября готовились к одному, а теперь получается зря — спросят с них другое. Потому на курсах по подготовке к ЕГЭ все кипит — школьники рвутся перезаписаться на те предметы, которые им действительно придется сдавать по выбранной специальности».
Не стоит забывать и о том, что два с половиной десятка престижных вузов сохранили за собой право на дополнительные испытания. А это значит, что школьнику придется платить дважды: за подготовку к ЕГЭ и, собственно, к вступительным экзаменам. «Что ж чиновники все не определятся никак! — возмущается одиннадцатиклассница одной из столичных школ Екатерина Морозова. — Я поступаю в МГУ, и на моей памяти за два года несколько раз принимались разные решения: то будет только ЕГЭ, то его не будет вообще, теперь решили и тесты, и дополнительные экзамены учитывать. Это все, конечно, здорово, но мне лично несколько раз приходилось перекраивать график занятий и менять репетиторов».
Впрочем, стандартный набор «школьный учитель и/или вузовский преподаватель» существовал и раньше. Специфика этого года заключается в том, что появились независимые от школ и вузов центры, нацеленные именно на подготовку к ЕГЭ. «Конечно, особенности тестирования учитываются: если раньше абитуриентам приходилось при поступлении сдавать русский язык в форме диктанта, то теперь школьникам надо хорошо написать мини-сочинение, обязательное для части С, — рассказывает директор учебного центра «Университет для всех» Владимир Гора. — Примерно та же ситуация с гуманитариями. На курсах по математике мы дотягиваем их до тройки, которую они компенсируют хорошо сданными русским и иностранным языками».
Какие знания в репетиторских конторах вобьют в головы школяров — вопрос сложный. Ведь помимо крупных центров свои услуги в подготовке к ЕГЭ предлагают и частники. Рекламируя свои услуги вот такими занятными объявлениями: «Целенаправленная подготовка к ЕГЭ по экономике» (ЕГЭ по экономике не существует в природе), «Готовлю к ЕГЭ. Высшая математика, сопромат — элементарно» (сопромат в школе — такой же бред, как и предыдущий пункт), «Подготовлю к ЕГЭ по матИматике» (откуда-то появился загадочный предмет матИматика). «Гарантированные 100 баллов на экзамене» обещают даже студенты-третьекурсники. Правда, они козыряют не знаниями, а тем, что испытали ЕГЭ на собственной шкуре и теперь знают, как можно списать ответы на тесты.
Самое печальное, что именно преподаватели матИматики в итоге все деньги абитуриентов и получат, прогнозируют эксперты. Родители и дети напуганы и растеряны кардинальными переменами в сфере образования. Вроде и вузовские преподаватели уже ни к чему, вроде и школьные ничего не изменят. То, что жизненно важные вопросы, например список вступительных экзаменов, решаются только к началу третьей четверти, доверия к официальным репетиторам не прибавляет. С горя абитуриенты попытаются вырваться из этого тупика и либо пойдут искать счастья в третьем направлении, то есть в независимых репетиторских центрах, либо полезут напролом, то есть решат проблему взяткой. «Все это очень похоже на перераспределение финансовых потоков, — считает Сергей Комков. — Деньги уходят в фирмы, которые готовят абитуриентов к ЕГЭ, в карманы чиновников, которые ответственны за выдачу сертификатов или занимаются организационной работой, например получают задания к ЕГЭ. Кроме того, солидная часть денег достанется мошенникам».
Александр Литой, Анна Семенова
Комментарии