Как улучшить американо-российские отношения
На модерации
Отложенный
Вести дела с Россией довольно трудно, но Америка обязана это делать.
Администрация Обамы имеет возможность спасти эти оказавшиеся в беде взаимоотношения. Но Вашингтону понадобятся новые подходы. Следует отказаться от назидательных лекций о демократии и забыть о грандиозных интеллектуальных стратегиях. Здесь понадобится определенный прагматизм, основанный на принципах.
Вместо того чтобы игнорировать Россию до тех пор, пока споры не приобретут угрожающие формы, Соединенные Штаты могут найти новые пути для налаживания взаимодействия. Прокладывая такие пути шаг за шагом через области общих взглядов и позиций (начать можно с сотрудничества в сфере мирового здравоохранения, космоса, с возобновления переговоров в области вооружений), мы получим больше пространства для маневра, когда приступим к переговорам по настоящим конфликтным проблемам.
Сейчас русский медведь ранен. Крах мировых цен на сырье породил мощное финансовое давление, к которому Кремль не был готов.
Затем Россия прекратила поставки природного газа в Европу, чтобы запугать Украину и заставить ее платить за газ по более высоким ценам. Очевидно, Москва сделала это для того, чтобы показать, что она по-прежнему старший ребенок в этой семье. Но задиры часто оказываются в опасности, и Россия здесь не исключение.
Усугубление экономических проблем вызывает опасения в том, что в обществе будет расти недовольство. Милиция по охране общественного порядка пресекает любые проявления протеста политической оппозиции.
Ожидающий принятия законопроект, в котором расширяется понятие государственной измены, подтверждает то, что Москва обеспокоена.
Раненый зверь опасен, и подходить к нему надо осторожно.
Россия по-прежнему будет сильной страной, твердо стоящей на страже своего суверенитета и интересов. Она ожидает того же самого и от США. Если мы будем без умолку болтать об утраченном Россией статусе сверхдержавы и политической нестабильности, в то же время превознося преимущества демократии, мы ничего не добьемся. Было бы полезнее смотреть на Москву как на партнера, с которым у нас имеются определенные общие взгляды и интересы. Нельзя игнорировать опасные темы, такие как расширение НАТО. Но если мы везде, где это возможно, будем сосредоточивать внимание на наших общих интересах - потому что в этом по-настоящему заинтересованы обе стороны, а не потому, что мы самоуверенно полагаем, будто Россия должна следовать нашим указаниям - такой подход приведет к изменению тональности наших взаимоотношений.
Может быть, нам и не нравится угрожающий тон Москвы; но с точки зрения России, вера Америки в то, что только она имеет право на статус единственной в мире сверхдержавы, это оскорбление и наглость. Смирение и спокойствие пойдет на пользу обеим сторонам. Это откроет двери для сотрудничества и урегулирования проблем на основе взаимного уважения. Таким образом, Россия не многим отличается от других государств, с которыми у нас неспокойные отношения. Если мы сможем создать атмосферу сотрудничества, нам будет гораздо легче конструктивно взаимодействовать при возникновении очередного кризиса или конфликта.
Для создания такой атмосферы можно сделать следующее.
- Здравоохранение. Население России стареет и сокращается. Оно не защищено от возможных эпидемий, таких как лекарственно-устойчивый туберкулез и птичий грипп.
Соединенные Штаты хорошо подготовлены и в состоянии помочь России в совершенствовании ее системы здравоохранения.
- Космос. Эта область крайне важна, поскольку США в период с 2010 по 2014 годы, когда будут выводиться из эксплуатации американские "шатлы", для полетов на Международную космическую станцию будут вынуждены пользоваться российскими ракетами-носителями.
- Обмен опытом по схожим внутренним проблемам, таким как миграция. Более глубокий обмен идеями и контакты профессионалов станут демонстрацией взаимного уважения, и в то же время дадут ценную информацию для решения имеющихся проблем.
Полезным может оказаться также привлечение европейских партнеров к областям сотрудничества и общих интересов. Сегодня рефлекторный антиамериканизм достиг рекордных масштабов. Неправительственные организации боятся получать американские гранты, поскольку это равноценно приглашению налоговой полиции для проведения ревизии.
С другой стороны, Путин не обвиняет европейские страны в порождении глобального экономического кризиса. Россия также не видит у них враждебных устремлений.
Вовлечение других стран в небезразличные для нас программы сведет на нет ту раздражительность и подозрительность, которую испытывают русские, когда Америка с огромным самомнением торжественно объявляет Москве, что мы готовы "научить" Россию всему тому, чему она должна научиться.
Полезным здесь может оказаться также и личный пример. Россия, где все ограничивается искусственными выборами, послушными законодательными органами и угодливыми средствами массовой информации, обратила внимание на разрушающее все каноны избрание Барака Обамы.
Советские граждане когда-то учили английский язык по тайно сделанным аудиозаписям "Битлз" и мечтали о джинсах марки "Montana". Сегодня россияне впитывают американскую (и глобальную) культуру через Интернет, несмотря на попытки Москвы контролировать потоки информации.
В конечном счете, одна страна не может демократизировать другие. Желание иметь больше свободы выражения и объединения должно исходить изнутри, а институты, призванные развивать и защищать такие устремления, также должны рождаться внутри страны. Лучшее, что мы можем сделать, это открыто показывать, какова она - демократия, со всеми ее прелестями и недостатками.
Предоставление новых возможностей студентам и профессионалам для посещения США остается одним из лучших средств для продвижения и распространения наших ценностей. Не имеющие национальных границ объединения людей и организации имеют мощный стимул противостоять политике изоляционизма и национализма. Такие узы надежно обеспечивают сохранение тепла даже в самые холодные сезоны международной политики.
Чтобы найти общий язык и общие позиции, нам не нужно оказывать поддержку наполовину диктаторским режимам.
Мы можем надеяться на то, что в будущем Россия станет другой, однако американская политика уже сейчас должна быть нацелена на улучшение отношений.
Александра Вакру - старший научный сотрудник вашингтонского Международного научного центра им. Вудро Вильсона (Woodrow Wilson International Center for Scholars).
Комментарии
Согласен с сотрудничеством с США в сфере здравоохранения, возобновлением переговоров в области вооружений, но по пилотируемой космонавтике, которую сами США считают весьма дорогостоящей, - категорически нет. Пользы от пилотируемой космонавтики, как от египетских пирамид. Весьма амбициозно, но также весьма неактуально и непрактично.
Уж если искать область для взаимовыгодного коммерческого сотрудничества, то для этого наиболее подходит сотрудничество в области транспорта. Россию на востоке, а США на западе разделяет Берингов пролив. Создание транспортного туннеля под ним связало бы обе страны общими заботами, сделало бы бессмысленным продолжение гонки вооружений, на которую сегодня в США тратят средств больше, чем ...