Общественная палата намерена вооружить адвокатов

На модерации Отложенный Общественная палата (ОП) вышла в Министерство юстиции с предложением наделить адвокатов правом на ношение огнестрельного оружия и придать им статус неприкосновенности. По мнению экспертов, вооружать можно не всех адвокатов, а только тех, кто ведет громкие уголовные или политические дела, и прошедших специальные курсы обращения с оружием. 

Известный адвокат и член ОП Павел Астахов заявил в пятницу, что в стране не будет устойчивой системы правосудия, пока прокуроры и судьи защищены статусом неприкосновенности и могут носить оружие, а равноправной стороне судебного процесса — адвокату — разрешено только «жаловаться и ходатайствовать». «К тому же если год назад статус адвокатов был приравнен к депутатскому и решение о возбуждении в отношении них уголовных дел принимал суд, то сегодня это прерогатива следователя», — возмутился г-н Астахов. 

Напомним, в прежнем УПК в отношении так называемых спецсубъектов (депутатов, сенаторов, судей, прокуроров, следователей и адвокатов) была предусмотрена особая процедура привлечения их к ответственности. Для возбуждения уголовного дела в отношении спецсубъекта необходимо было предварительное заключение суда о наличии признаков преступления в его действиях. Но в прошлом году Верховный суд решил, что с адвокатами можно не церемониться. Согласия на преследование адвокатов от адвокатской палаты не требуется. 

«Адвокаты оказались вообще никак не защищены, хотя в своей профессиональной деятельности они противостоят следственному органу, руководитель которого вправе возбудить против адвоката уголовное дело», — говорит глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник.
«Ранее существовавший порядок был хоть какой-то гарантией от необоснованного уголовного преследования адвокатов», — соглашается бывший генпрокурор Юрий Скуратов. 

Другой мерой, призванной защитить «судебных защитников», по словам Павла Астахова, должно стать разрешение на ношение оружия. О такой необходимости адвокатское сообщество всерьез заговорило после убийства президента Института верховенства права Станислава Маркелова. При этом, по мнению г-на Резника, вооружать всех адвокатов нет смысла. «Но адвокат, находящийся в группе риска, должен иметь такое право, ему должны предоставить оружие», — считает он. 

«У судей такое право есть, у прокуроров есть, а у адвокатов почему-то нет», — соглашается известный адвокат Михаил Барщевский. Но разрешение на ношение оружия должны получать не все адвокаты, а только прошедшие специальные курсы обращения с оружием, уточняет г-н Барщевский. 

Иван Петров