Как при помощи игр получить работу и развить таланты
На модерации
Отложенный
Онлайновые игры можно считать пустой тратой времени и уходом от реальности, а можно превратить в эффективный инструмент поиска талантов и обучения сотрудников. К тому же они неплохой и безвредный для здоровья способ снятия стресса. Исследователи полагают, что пользу можно извлечь даже из распространенных сетевых игр, а заядлые геймеры могут стать весьма перспективными сотрудниками.
Бизнес-игры
Идея использования онлайновых игр в бизнесе не нова. Компании применяют специально разработанные игры для подбора и обучения сотрудников. Так, с 2000 года сотрудники немецкого офиса компании McKinsey играют в компьютерную игру CEO of the Future («Генеральный директор будущего»), цель которой - поиск новых талантов. А в компании Johnson & Johnson отдел фармацевтических исследований и разработки использует виртуальный мир и интернет-игру для обучения новых сотрудников. Одна из самых известных онлайновых игр - бизнес-симулятор компании L´Oréal. За восемь лет существования в ней приняли участие 21 тыс. студентов из 2200 бизнес-школ и университетов.
Движение растет и развивается. Сегодня есть возможность, поиграв в онлайн-игру, не только понять, подходит ли вам та или иная работа, но и приобрести базовые навыки. Например, портал FunkyJob.ru предлагает всем желающим попробовать себя в роли торгового представителя и супервайзера компании Japan Tobacco International (JTI). Причем, в случае успеха и после дополнительного собеседования вам могут сделать предложение о работе. Есть и специальная игра для сисадминов, разработанная для продвижения блейд-серверов Hewlett-Packard. Она, по словам одного из пользователей, вполне может использоваться в качестве тестера при приеме на работу.
И, конечно, есть множество игр, позволяющих немножко расслабиться и поднять себе настроение, например на RB.ru можно поиграть в «Отдел кадров», а Kelly Services предлагает всем желающим попробовать подняться по «Карьерной лестнице».
Широкий подход
Однако, по мнению Джона Хагеля и Джона Сили Брауна, сопредседателей Deloitte LLP´s Center for Edge Innovation, пользу можно извлечь и из широко распространенных онлайновых игр с большим количеством участников, в частности в World of Warcraft. Они советуют компаниям, особенно тем, для кого важен творческий подход к решению задач, внимательнее присмотреться к принципам устройства подобных игр и, конечно, к людям, которые в них играют.
Портрет игрока
Вопреки убеждению, что компьютерные игры - удел подростков, типичный возраст игроков в WoW составляет 23-29 лет. Эти люди проводят за игрой в среднем по 23 часа в неделю, а общее число игроков по всему миру достигает 10 млн человек. Хагель и Браун утверждают, что игра привлекает людей с особым складом характера, позволяющим добиваться успеха в современном мире. Его основные черты: ориентированность на результат, понимание силы многообразия, умение добиваться успеха в «эпоху перемен» и учиться, играя, стремление к поиску новых, нетрадиционных решений.
Игровое пространство позволяет людям не только проявить свои способности, но в некоторых случаях даже открыть таланты, которые так и остались бы скрытыми, не стань они геймерами.
Корпоративные ценности
Структура и правила World of Warcraft, считают Хагель и Браун, демонстрируют фундаментальные принципы обучения творческим методам мышления. В ходе игры, продвигаясь от простых уровней к более сложным, игроки накапливают опыт решения все более трудных задач, причем накопление опыта носит ярко выраженный коллективный характер.
В отличие от бизнеса, где разговор о поощрениях зачастую сводится к деньгам, основная мотивация игроков - повышение собственной репутации. А поскольку продвигаться в игре проще коллективно, опытные игроки кооперируются, образуя команды. Участвовать в таких командах необязательно, но объединение усилий позволяет двигаться к цели намного быстрее. В компаниях команды по отдельным направлениям тоже не редкость, вот только образуются они по приказу сверху. Опыт же игры, по мнению исследователей, показывает, что принцип самоорганизации команд весьма перспективен.
Кроме того, в WoW существуют простые и понятные принципы учета достижений. В компаниях тоже применяется система оценки по ключевым показателям. Но Хагель и Браун задаются вопросом, а что если использовать опыт игры и распространить эту систему на всех сотрудников. Причем, не просто распространить, а позволить им самим ее формировать и сделать ее открытой, например, для всех членов команды. В WoW этот метод работает, он позволяет игрокам не только объективно оценивать достижения друг друга, но и оперативно концентрировать усилия группы на наиболее перспективных направлениях.
Стоит обратить внимание и на систему «корпоративных коммуникаций» - в игре есть механизм форумов, позволяющий делиться накопленным опытом. К тому же форумы дают дополнительную возможность выявлять таланты для привлечения работы в командах-гильдиях. Кроме того, нужно упомянуть и полезную практику регулярного «разбора полетов». Обсуждение, основанное на объективных и открытых для всех результатах, дает стимул к дальнейшей работе над собой, а значит и к последующему росту, можно сказать, к карьерному продвижению.
Но наиболее ценно, что правила WoW не только поощряют игроков к обучению и саморазвитию, но приучают не бояться трудностей. Система устроена так, что приложенные усилия всегда окупаются успехом, поэтому игроки не жалеют времени на самоусовершенствование, а по мере накопления опыта стремятся к все более сложным задачам, развивая творческие способности.
Немногие руководители компаний слышали об этой игре, пишут Хагель и Браун, и мало кто из них в нее играл. Но тем компаниям, которые стремятся выжить в нестабильном, быстроменяющемся мире, все же стоит присмотреться к ней поближе.
Ирина Касимова
Комментарии