Массовые беспорядки как инструмент демократии
На модерации
Отложенный
«Резиновую эстафетную палочку» массовых «кризисных» беспорядков, захлестнувших на прошлой неделе ряд столиц восточноевропейских стран, подхватили во вторник Исландия и Южная Корея. Повсюду многотысячные народные волнения были вызваны недовольством властями, сопровождались погромами и очень жестко подавлялись полицией. Сотни людей оказались в больницах и полицейских участках.
Однако Евросоюз и США отреагировали на происшедшее на удивление сдержанно. Никаких громогласных обвинений в отступлении от демократических принципов в адрес подавляющих протесты дубинками, слезоточивым газом и резиновыми пулями правительств не выдвинуто. Но если бы нечто похожее произошло в России – бурная реакция мирового сообщества не заставила бы себя ждать. Руководство нашей страны моментально обвинили бы во всех смертных грехах – от отсутствия гуманности до попыток возвращения к тоталитаризму.
В Риге погром под лозунгом «Долой сейм!» учинили бывшие «белые воротнички». Кризис ударил по ним, а они – по всему, что попадалось под руку. Задержано 126 человек. Ранено около 200. Ни активистов пророссийских организаций, ни тех, кто просто состоит на учете в полиции, среди демонстрантов не было. В Софии местные жители, собравшиеся на митинг, также обвинили правительство страны в коррупции и бездарных действиях, после чего закидали подручными средствами полицейских. Стражи порядка приступили к ответным действиям незамедлительно. Скрутить удалось чуть больше полутора сотен. У одного из задержанных – подростка 15 лет от роду – нашли сразу три самодельные бомбы. В Вильнюсе толпа, скандируя «Воры! Воры!», забросала парламент яйцами, камнями и бутылками. А потом в сейм пустили «красного петуха». В ответ на участников беспорядков посыпались резиновые пули, а по улицам города заклубились облака слезоточивого газа. Кроме того, демонстрантов травили собаками. Итог – 200 задержанных. В Рейкьявике сценарий акции протеста был примерно тот же – сперва попытка недовольных экономическим положением страны потомков викингов взять штурмом здание парламента, потом – слезоточивый газ. В Южной Корее, правда, экономический кризис пока ощущается не так остро. Там причиной бессмысленного и беспощадного корейского бунта стала жесткая политика мэра Сеула, который для реконструкции делового района города, где часть зданий подлежит ремонту или сносу, выселял оттуда людей при помощи спецназа. Ситуация, кстати, чем-то похожа на достопамятный скандал в московском районе Бутово.
Правда, тогда в столице России никто не погиб. А вот в «сеульском Бутове», к сожалению, шесть человек расстались с жизнью. Несогласные, мягко говоря, с действиями мэрии горожане прошлись маршем по городским улицам и затем вступили в схватку с полицией, которая, впрочем, весьма успешно отбивалась при помощи водометов. Толпу удалось рассеять.
В настоящий момент никто из действительно влиятельных из западных политиков не выступил с резкими заявлениями по поводу всего вышеописанного. Когда в Москве свои «шоу» устраивали, скажем, «несогласные» – зарубежный истеблишмент вел себя гораздо активнее. Таким образом, с точки зрения непогрешимого Запада, что позволено, скажем, правительству Исландии, то не позволено руководству России. Демократия по-исландски или по-прибалтийски может держать в своей руке резиновую палку. А в России она, схватившись за демократизатор, тут же превратится в «кровавую диктатуру КГБ». По крайней мере в глазах Запада. Между тем беспорядки – это и в Африке беспорядки. С помощью уличного насилия едва ли удастся решить, например, экономические проблемы. Бессмысленным и беспощадным является не только русский бунт, но и любой другой. «В любой стране мира спецподразделения будут действовать, подавляя волнения, одинаково жестко. Если, конечно, получат приказ на подавление, – сообщил РБК daily сотрудник одной из российских силовых структур, в обязанности которой входит пресечение массовых беспорядков. – Это не политический вопрос. Это вопрос профессионализма». Стоит заметить, что когда соответствующего приказа нет – это косвенный признак того, что во властных структурах далеко не все заинтересованы в наведении порядка. Так происходят «цветные революции».
«Социальные волнения зачастую четко контролируются правоохранительными органами и спецслужбами. Они служат своеобразным клапаном для выхода излишнего пара – недовольства, накапливающегося в ходе финансово-экономического кризиса, – заявил РБК daily директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Данные, не побоюсь этого слова, «мероприятия» всегда направлены в удобное для властей стран, где они происходят, русло. Зачастую можно говорить о том, что подобные выражения недовольства инспирированы самими властями. Они помогают им избежать более серьезных проблем». По мнению эксперта, такая модель универсальна и взята на вооружение в очень многих государствах.
Николай Ивашов
Комментарии