Разбившиеся чиновники летели охотиться в заповедник?

На модерации Отложенный Расследование дела о разбившемся вертолете “Ми-171” с высокопоставленными чиновниками на борту передано в Новосибирскую область. Материалы дела засекречены в связи с “неоднозначностью” случившегося. Главные “тайны” — при каких обстоятельствах произошло крушение и что делали чиновники в приграничном районе. Версия о браконьерстве и незаконном отстреле животных, занесенных в Красную книгу, звучит все настойчивее…

Официальные лица как федерального, так и местного уровня в один голос опровергают информацию о том, что разбившиеся чиновники осуществляли незаконный отстрел. Мол, охота была спортивной, лицензия на отстрел козерогов имелась, и стреляли по ним не с воздуха, а с земли. 

Однако осведомленный источник в алтайском природоохранном ведомстве, пожелавший остаться анонимным, поведал “МК” свою версию случившегося: “Что бы сейчас ни говорилось, охотились они именно на аргали. Говорят, что пассажиры злополучного “Ми-171” охотились на козерогов. И действительно, у них были лицензии на убийство этих животных. Но туш козерогов нигде не нашли, а вот архаров нашли. Рядом с местом падения вертолета других убитых животных попросту не найдено! А ведь такая охота категорически запрещена. Популяция редчайшего горного барана насчитывает всего 200—250 особей. А рядом с вертолетом обнаружили туши сразу пяти аргали. Эта охота нанесла колоссальный ущерб животному миру нашего региона. Мне тем более печально, что виновниками гибели животных стали те люди, которые призваны их защищать… Кроме того, при охоте стреляли прямо с борта вертолета, что также категорически запрещено законом”.

Источники в правоохранительных органах Республики Алтай сообщили “МК” еще более сенсационные подробности.

Согласно этим данным, лицензия у горе-охотников была выписана всего лишь на 6 косуль. Егеря ждали гостей на реке Юнгур, но до пункта назначения “Ми-171” не долетел, а принялся охотиться у горы Черная, где водятся архары. А эта местность, ко всему прочему, является приграничной зоной, и попасть туда можно, только подав за две недели в ФСБ список прибывающих. 

Есть и версия крушения вертолета, абсолютно отличная от официальной. Выглядит она так. Постреляв с вертолета животных, охотники пожелали забрать их туши. Для этого экипажу было велено приземлить геликоптер в ущелье. Пилоты, понимая опасность маневра, долго препирались с начальством, но в итоге дали свое согласие. В итоге “Ми” при посадке зацепил винтом склон горы и потерпел крушение. Есть данные, что и радиомаячок, который должны были включить после аварии, оказался исправен. Но им попросту не воспользовались! Почему — можно только гадать.

Например, чтобы скрыть неприглядные особенности охоты со смертельным исходом. На подмогу по мобильным телефонам были вызваны друзья потерпевших, которые и отправились туда на снегоходах. Местным спасателям было дано указание… облетать район горы Черная, расположенной чуть в стороне.

Именно поэтому так затянулись поиски.

Только московские спасатели, прибывшие на Алтай, наплевали на указания местных властей и обнаружили разбившийся вертолет. К месту трагедии вышли пограничники. К тому моменту в районе трагедии уже курсировали снегоходы…

Первыми по зову сердца тревогу забили экологи-общественники. Московский филиал Всемирного фонда дикой природы, как и обещал, направил обращение в Следственный комитет при прокуратуре с требованием особо изучить вопрос с браконьерством. Ответа из СКП в ВФДП пока не получили.

— Нам сказали, что на регистрацию заявлений отводится три дня, этот срок истекает 21 января, — пояснила “МК” представитель фонда Мария Винокурова.

— В интересах следствия никакая информация не разглашается, — пояснила представитель СКП Татьяна Дубенюк. — Могу сообщить только, что дело возбуждено по статье 263 УК РФ (в связи с авиакатастрофой). Дела по фактам браконьерства не возбуждалось.

Замруководителя Росприроднадзора Олег

Митволь, прославившийся в том числе своими рейдами по птичьим рынкам и зоопаркам, посетовал на то, что сейчас он не отвечает за оборот редких и исчезающих видов.

— Я от этого отстранен, — рассказал Олег Львович “МК”. — Но надеюсь, что Росприроднадзор и природоохранная прокуратура не оставят без внимания случаи браконьерства. Тем более что, по моей информации, на Алтае налажена специальная инфраструктура для такого вип-туризма на вертолетах. Особенно возмутительно, что в таких “забавах” принимают участие инспектора-охотоведы, которые должны бороться с браконьерством.

Игорь Кармазин, Сергей Феклюнин

МЕЖДУ ТЕМ

Изъятых у браконьеров рыбу, дичь и зверей либо выпустят на свободу, либо продадут в магазинах. Если же конфискованные объекты животного мира представляют угрозу для жизни и здоровья россиян, то их уничтожат. 

Как сообщили “МК” в аппарате Белого дома, разработаны правила, подробно прописывающие, как должны действовать инспекторы Росприроднадзора, если поймают браконьеров с добычей. В первую очередь защитники природы должны выяснить, можно ли возвратить животных в их среду обитания. Если же зверь, птица или рыба ранены или уже не смогут выжить в природе, их дальнейшую судьбу будет решать руководство ведомства. Впрочем, вариантов только два — их либо продадут, либо уничтожат. Правда, если конфискованные звери или пернатые представляют ценность для науки и медицины, их могут безвозмездно передать в соответствующие организации. В случае, если живой конфискат продадут, деньги пойдут в государственную казну. 

Непригодных для использования или опасных животных уничтожат в присутствии понятых. При этом всю процедуру снимут на видео. Примечательно, что печальная доля ждет зверьков и птиц, конфискованных в отдаленных или труднодоступных местностях. При невозможности их вывоза бедолаг незамедлительно уничтожат на месте.

Ева Меркачева