В 2009 году Россия будет \"возмутителем спокойствия\"?

На модерации Отложенный

Сегодня мы вступаем в 2009 г. в ситуации, когда Россия играет в мире ту роль, что мы не видели уже не одно десятилетие. Сравнение с 1998 г. в данном случае неуместно: тогда Россия объявила дефолт и провела девальвацию, но не изменила рамок существующей политической системы (как говорил Ленин - два шага вперед, шаг назад [так в тексте - прим. перев.]). На ум приходит скорее 1989 г., поскольку сейчас ключевые элементы нынешней российской системы могут радикально измениться - к худшему.

Российский премьер-министр Владимир Путин - не из тех, кто любит рисковать. Тщательно срежиссированная 'передача власти' президенту Дмитрию Медведеву и увеличение срока пребывания главы государства в должности до шести лет, показывает, что Путин ничего не оставляет на волю случая. Более зловещее свидетельство о том же - недавнее ужесточение законов о государственной измене.

Сегодня, когда цены на нефть упали намного ниже уровня, устраивающего Россию, но популярность Путина (и Медведева) по-прежнему высока, первыми их шагами стали усилия по консолидации власти. Тем не менее, хотя сколько-нибудь серьезной организованной политической оппозиции в стране не существует, мы уже видим признаки социального брожения. Впервые за несколько лет в России проходят массовые демонстрации - так, в 30 городах состоялись акции протеста в отчет на увеличение импортных пошлин на подержанные иномарки. Скорее всего в 2009 г. мы увидим куда больше таких волнений - поскольку начнут закрываться градообразующие предприятия. Подобные лишения россияне, конечно, переживали уже не раз - но в контексте совершенно иной политической системы.

К чему все это может привести? Государство будет проявлять крайнюю нетерпимость к инакомыслию. А тот факт, что уровень антиамериканизма (а в ряде кругов и ксенофобии в целом) в России выше, чем в любой другой сколько-нибудь крупной стране с развивающейся рыночной экономикой, создает предпосылки для 'закручивания гаек' в сфере безопасности - что может привести к брожению и разрыву снабженческих цепочек. Администрация Обамы вряд ли спокойно смирится с закручиванием гаек в России, и будет уделять большое внимание проблемам прав человека и демократии. В результате отношения Америки и некоторых европейских стран с Россией в 2009 г.

будут и дальше ухудшаться (при этом Германия, в большей степени зависящая от России экономически и в какой-то степени политически, сыграет роль 'темной лошадки').

Влияние сторонников улучшения отношений с Западом в самом Кремле также ослабнет. Реальный вопрос здесь - как далеко зайдет этот процесс. Сохранит ли, скажем, свои позиции вице-премьер Алексей Кудрин, или из него сделают 'козла отпущения', а то и просто уволят? Происходит ли усиление надзора и экономического контроля над прозападно настроенными олигархами - или их полностью вытесняют со сцены? Наконец, и это самое главное, до какой степени россияне готовы смириться с возвратом к авторитаризму советского типа? При наихудшем варианте развития событий можно предположить, что любые западные организации (СМИ, НПО, корпоративные структуры) будут все больше рассматриваться как 'нежеланные гости' в стране.

Во внешнеполитической сфере я не ожидаю столь же серьезных опасностей. По Грузии Россия добилась своих главных целей, по крайней мере на данный момент; кроме того, уменьшится и вероятность прямых конфликтов вокруг расширения НАТО и системы ПРО - поскольку Запад 'берет паузу' и производит переоценку своей позиции по этим вопросам. Ввода российских танков на Украину мы тоже не увидим. Россия слишком интегрирована с Украиной экономически, и слишком много теряет в этом случае (хотя в том, что касается русскоязычного меньшинства в этой стране, - а в Крыму даже большинства - здесь возможны вспышки насилия, которые попадут в заголовки мировой прессы. Но об том позже). Тем не менее в международных отношениях Россия будет играть роль 'возмутителя спокойствия' - причем менее предсказуемого и больше склонного к конъюнктурным соображениям, чем в 2008 г. Как показывает недавнее прекращение поставок газа на Украину, Кремль ставит на первое место realpolitik и национальные интересы. После грузинских событий 'дисциплинирующее воздействие рынка' не помешало Москве вновь перекрыть Украине вентиль, и в 2009 г. мы скорее всего тоже столкнемся с примерами внешней политики 'без перчаток'.

Иэн Бреммер