Полезные ископаемые России - весомый политический ресурс

На модерации Отложенный

А у нас опять нечеловеческие новости: трубный яд омрачил и без того не радостные отношения между Москвой и Киевом. Братья-славяне еще раз показали всю свою бессистемную удаль старушке Европе, которая буквально дрожала (правда, не от страха, а скорее от холода), наблюдая за схваткой между матерью городов русских - Киевом, и отцом народа русского - Владимиром Путиным. Наш премьер еще в начале декабря заявил всему потребляющему российский газ человечеству, что эпоха низких цен на наше полезное ископаемое закончилась. Таки он оказался прав... Отсутствие гарантий на получение топлива хорошо повлияет на его ценообразование. А для чего еще дрались братья-славяне?

В свое время, когда возник конфликт между тем же 'Газпромом' и телекомпанией НТВ (в результате которого лучший российский канал практически прекратил свое существование), тогдашний президент России Владимир Путин отверг все обвинения в том, что этот конфликт имеет под собой политическую подоплеку. И заявил, что это 'спор двух хозяйствующих субъектов', а в этой ситуации во всем должен разбираться только суд. Но разве газовый конфликт между Россией и Украиной не есть спор двух хозяйствующих субъектов? Так почему же Москва все время пытается придать политический окрас трубному делу и подозрительно долго не обращалась в международный суд? У нормальных родителей есть одно железное правило - никогда не выяснять, чей ребенок виноват в драке в песочнице за лопатку или надувной мячик. Потому что дети мирятся быстро, а родители, увы, с трудом. В данном случае родители - а это народы Украины и России - должны проявить мудрость и не вмешиваться в возню наших капризных детей в газовой песочнице.

Пусть себе сами выясняют - кто виноват. Но нас, как мне кажется, даже специально втягивают в разборки. Заметьте, что все газовые договоры подписывались совершенно интимно, с привлечением каких-то странных посредников. Так почему же разборки не происходят столь же скрытно? Споры между коммерческими субъектами решаются коммерческим образом: деньги, как известно, любят тишину. Ну а политические споры любят открытое пространство, на котором формируются не цены на газ, а цена вопроса. Вообще, следуя педагогическим принципам, каждому народу следовало бы отшлепать своего собственного ребенка. Я бы не пожалел задницу своего дитяти за то, что именно Россия настояла на том, чтобы расчеты по газу шли через таинственного посредника 'РосУкрЭнерго'. И сразу 'Газпром' перестал напрямую получать те деньги с украинского 'Нафтогаза'. Это и привело к возникновению массовых неплатежей и ко всей этой неразберихе, в которую ныне втянуты миллионы людей, вынужденных каждый Новый год наблюдать за отвратительным спектаклем 'Перекрытие труб вороватым соседям'.

Репутационные потери России от всей этой газовой пьесы чрезвычайно велики. Ведь именно она не смогла поставить топливо в Европу, и кивать на Киев в данном случае не совсем логично. Ведь именно Москва договаривалась с Украиной о транзите газа, а не европейские клиенты. Все проблемы можно было бы решить довольно просто - мы доставляем газ до границы с Украиной, а уж потом, уважаемые клиенты, сами решайте свои проблемы с этой непредсказуемой страной. Но Россия категорически отказалась от этого варианта, поскольку в этом случае она бы выступала в роли обыкновенного поставщика сырья, а все политические выгоды получил Киев, который становится основным игроком на газовой трубе.

А кому это интересно?

Мы ж давно используем свои полезные ископаемые как весомый политический ресурс. Вспомним, как 'ловко', при помощи цены на газ, Россия пыталась продвинуть на пост президента Украины господина Януковича? Мы так увлеклись этим действом, что наш тогдашний президент товарищ Путин сгоряча даже дважды поздравил Януковича с победой на выборах. Вот и перед грядущими выборами на Украине Кремль не прочь заставить поплясать соседнюю державу под свою трубу... ...В российской Конституции написано, что недра принадлежат народу. Так вот я, как собственник, хотел бы понять, почему Германия платит за газ меньше, чем хотят содрать с Украины, хотя немцы находятся куда дальше, чем украинцы, и по логике должны платить больше? А Белоруссия и Армения вообще платят сущие гроши. Так это газовый рынок или политический базар?

Жить стало веселее


Кстати, в декабре с весьма любопытной информацией выступил глава 'Газпрома' г-н Миллер. Он гордо заявил, что 'несмотря на финансовый кризис, компания не будет сокращать свой персонал. Более того, в соответствии с коллективным договором, с начала 2009 года сотрудникам монополии будут увеличены зарплаты на 10%'.

Господин Миллер упустил очень удобный момент, чтобы промолчать. Страна, уныло готовя новогодний холодец, тоскливо прикидывала семейные бюджеты на 2009-й. А тут радостный Миллер сообщает о благоденствии вверенного ему коллектива. То есть, средняя зарплата в монополии в период экономического кризиса с 62 тысяч рублей в месяц возрастет до 68 тысяч! Но это только средняя, а ведь топ-менеджеры компании получают от 120 до 300 тысяч долларов ежемесячно, а бонусные вознаграждения составляют от 30 до 100% годовой зарплаты. То есть, получают они в среднем где-то от 2 до 5 миллионов долларов в год!

Как говорится, ради бога, если каждому по труду. Достигли высоких показателей, получили прибыль - живите красиво. Но есть ли особый талант продавать дефицит? Да и с показателями все не так-то просто - эти самые топ-менеджеры в который уж раз не сумели договориться о выплате долга Украиной, и в который раз под Новый год их обязанности выполняли президент и премьер-министр. Кроме того, 'Газпром' запросил из бюджета (то есть из кармана всех тех, у кого будут урезаны зарплаты) 150 миллиардов рублей! Не на покрытие ли расходов по повышению зарплаты своим сотрудникам?

...На днях я получил письмо от своего приятеля, который работает в Ненецком автономном округе. В краю, где добывается этот самый газ, но где зарплаты от этого совершенно не растут. 'Тут в краю, размером в четыре Швейцарии, - пишет он, - всего три священника, и все находятся в Нарьян-Маре. В округе главная ценность не люди - углеводороды. Много разведанного, много перспективного. В Москве будущее этого края связывают исключительно с выкачиванием нефти и газа. А все остальное - лирика. А в тундре вымирающие села со стариками. Их немного осталось - и сел, и стариков'. Господин Миллер наверняка не думает о том, какая же у них средняя зарплата. В чужой кошелек он никогда не заглядывает...

Акрам Муртазаев