Что ждет мир после кризиса?

На модерации Отложенный

Всемирный экономический форум (World Economic Forum, ВЭФ) опубликовал исследования под названием «Будущее глобальной финансовой системы: ближайшие перспективы и сценарии долгосрочного развития».

Ничего радостного аналитики не сообщили. По их мнению, кризис быстро не закончится. Поэтому в 2009 году у авторитетных мировых держав будет шанс активно формировать посткризисный мир. Как предполагают эксперты, мир после экономического апокалипсиса и последующего катарсиса (очищения), ожидают четыре возможных сценария: ужасающий, нежелательный, нейтральный или позитивный, при котором мир ожидает ренессанс или возрождение. После того как мир выберется из кризиса, будет новый период структурного роста, который вызовет столкновение интересов в финансовой сфере, приведет к переделу и появлению в нем новых победителей и проигравших, переводит некоторые тезисы исследования ВЭФ агентство Интерфакс. Так как же, по мнению аналитиков, изменится мировой устройство к 2020 году?

Согласно первому варианту, уже сегодня можно заворачиваться в белые простыни и медленно двигаться в сторону кладбища. Мир погрузится в пучину межгосударственных, внутренних и национальных конфликтов, вплоть до возрождения ультранационализма. Ресурсов все меньше, и борьба за них все ожесточеннее. Страны вводят ограничение на движение капитала и товаров. Банки переходят под контроль государства. Еврозона из-за суверенных дефолтов и разногласий между странами-членами в 2014 году разваливается. Темпы роста мирового ВВП — 2,3%.

Второй вариант – убийство развивающихся рынков (emerging markets). В мире воцаряется региональный протекционизм. Каждый сам за себя, что только углубляет последствия финкризиса. Кризис бульдозером проходит по развивающимся странам, в том числе и по Китаю с Россией, а западным странам удается сохранить свое мировое превосходство. Это достается им ценой реформирования международных финансовых институтов и создания единого наднационального мегарегулятора (или даже мирового правительства). Именно развитые экономики становятся локомотивами роста, который вытянет мировую экономику на путь роста. Но тогда развивающиеся страны оказываются в стороне, что может спровоцировать новый кризис.

ВВП развитых стран растет на 3,1% в год, развивающихся — на 6%, мир в целом — на 3,6%.

Нейтральное развитие событие, или третий вариант,— главным государством мира станет Китай. Это возможно, если в мире в посткризисный период создадут три экономических блока: американский, европейский и восточный. Транснациональные корпорации будут вынуждены конструировать тройственные стратегии. Кризис в США и Западной Европе прогрессирует, рецессия становится глубже. Развивающиеся страны ради спасения своих экономик от торговой экспансии закрывают границы и перестают следовать демократической западной модели развития. Богатый наличностью Китай становится мировым лидером, увеличивая собственные инвестиции и используя избыток средств для соглашений с богатыми ресурсами странами, которые страдают от недостатка ликвидности. Доллар и евро теряют статус главных резервных валют. Среднегодовой рост мирового ВВП — 3,2%, в США и Европе — 1,2%, в развивающихся странах — 9%.

И заключительный вариант – США становятся мировой окраиной, а финансовая система мира ориентируется на страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Это мир, в котором барьеры для совместной борьбы с кризисом преодолевают в контексте резкого изменения геоэкономической власти. США терзают многочисленные кризисы, а в это время развивающиеся страны более или менее успешно борются со своими проблемами. Их признают единственной надеждой emerging markets, и они становятся лидерами на мировой арене. Мир совместно с развивающимися странами вырабатывает план спасения и реформирует регуляторов. Мировая экономика поначалу растет медленно, на 2,5%, но затем ускоряется до 3,6% в год за счет emerging markets. Развитые страны штормит, рост — 1,8%. Финансовая система мира становится ориентированной на страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Отрадно, что именно этот вариант, по мнению экспертов ВЭФ, наиболее желательный и вероятный. Таким же желанным он является и для России: это единственный вариант, при котором наша страна не только не станет придатком какой-либо развитой экономики, но даже войдет в число наиболее авторитетных экономик мира.

Н. Сергеева