Америка будет все больше страдать от наводнений и засухи

На модерации Отложенный

Специалисты-метеорологи из Тихо-океанской северо-западной нацио-нальной лаборатории не на шутку обеспокоены загрязнением снежного покрова США и Канады. Выбросы копоти, по которым север Америки занимает одно из первых мест, оседают уже не только в низинах, но и на возвышенностях, покрывая токсичным слоем устойчивый снежный покров. Сажа загрязняет снег и, притягивая солнечные лучи, создает своеобразный парник, внутри которого снежные залежи тают даже зимой. 

С каждым годом ученые фиксируют увеличение случаев схода селей в феврале и паводков в весенние месяцы. Дело в том, что сажа, оседающая на снеге, нагревает покров и заставляет его таять одновременно и в горах, и на равнинах, тогда как в естественных условиях таяние происходит постепенно — сначала в низине, а потом на возвышенностях. Так что массивный поток талой воды, по словам ученых, может привести к сходам снежных лавин зимой и беспрецедентным разливам рек и затоплениям весной. Летом же, наоборот, регион будет страдать от засухи, так как вся «большая вода» сойдет зимой и весной. 

Подобное изменение климата в первую очередь скажется на Канаде и северо-западных районах США. И проекты по строительству ГЭС, развитию рыболовст-ва и сельского хозяйства в этих регионах придется отложить на неопределенный срок — пока экологи не добьются резкого сокращения вредных выбросов, изменяющих естественную гидросферу региона. Еще одним фактором, усложняющим ситуацию, является то, что растаявший под покровом сажи снег уже непригоден для использования — загрязненный токсичными частицами, даже после фильтрации он может представлять опасность для здоровья людей и животных. 

«В некоторых регионах снежный покров — это 75% местных водных ресурсов, так что загрязнение талых вод может привести к существенной нехватке питьевой воды», — отмечает руководитель проекта Ян Куайн. Исследователь совместно со своими коллегами использовал компьютерную модель, чтобы проследить динамику таяния снегов под влиянием загрязнений от заводов, дизельных двигателей и электростанций в районах Роки Маунтин, Каскадов и других горных цепей на западе США. Обнаружилось, что таяние снега было усилено не только нагреванием частицами сажи, но и тем, что, становясь черным, снег уже не отражает, а наоборот, поглощает солнечные лучи. При этом процесс таяния снега только наращивает обороты: чем больше сажи оседает на нем, тем интенсивнее поглощаются солнечные лучи. В свою очередь сквозь истончающийся снежный покров проглядывает почва, которая также притягивает солнечные лучи, и загрязненный снег тает в два раза интенсивнее. 

«К сожалению, антропогенный фактор, из-за которого происходит загрязнение и таяние снежников и ледников, не ограничивается налетом сажи, — отметил РБК daily руководитель энергетической программы «Гринпис Россия» Владимир Чупров.

— На возвышенностях уменьшение снежного покрова и горных ледников главным образом обусловлено парниковым эффектом — прямым следствием работы промышленности и техники. Например, у нас в приполярной части Урала еще в 90-х годах из-за парникового эффекта, повысившего температуру атмосферы на несколько градусов, безвозвратно растаяли уникальные снежники. Так что сажа — это только одна из причин стремительного таяния льдов и снежного покрова». 

С помощью инновационного программного обеспечения, добавленного к модели прогноза климатических изменений, команда ученых смогла проанализировать влияние частиц сажи сразу в нескольких районах. Так, Каскады с 1950-х годов по настоящее время из-за сажи потеряли более 60% своего снежного покрова, а толщина снежной шапки скалистых гор в Южной Альберте только за последний год уменьшилась на полсантиметра. В результате, если промышленность не снизит обороты или не перейдет на более экологичные способы производства, уверены ученые из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории, жители США совсем скоро могут лишиться питьевой воды и суши под ногами. 

«Не менее плачевная ситуация прослеживается на территории России и стран СНГ, — рассказал РБК daily руководитель климатической программы «WWF Россия» Алексей Кокорин. — Так, на Алтае и Северном Кавказе экологи наблюдают интенсивное таяние снега и ледников на возвышенностях. И если на Алтае эти перемены компенсируются большими запасами воды, то на Северном Кавказе в ближайшие 10—15 лет произойдут кардинальные изменения водного режима, чреватые дефицитом пресной воды. Однако наихудшая ситуация прослеживается в районе Памира, в Таджикистане. Там всегда существовали проблемы с селями и сходами водных потоков с гор, однако из-за постоянного загрязнения атмосферы и парникового эффекта проблема принимает угрожающие масштабы: потоки талого снега смывают целые села, разрушают дороги, мосты и коммуникации, нанося огромный ущерб. При этом повышение температуры, на которое списывают все беды, лишь симптом, а настоящая болезнь — это повышение концентрации СО2. И пока химический баланс атмосферы не придет в норму, говорить о прекращении стихийных бедствий бессмысленно».

Екатерина Люльчак