Россияне осаждают Пенсионный фонд заявлениями

На модерации Отложенный

За три месяца действия закона о софинансировании пенсионных накоплений граждан, вступившего в силу 1 октября прошло года, достигнуты впечатляющие результаты: годовой план Пенсионной фонда России (ПФР) оказался выполнен на две трети.

По состоянию на 11 января в фонд поступило 955 тыс. заявлений на софинансирование пенсий. Наибольшую заинтересованность софинансированием проявили жители Приволжского и Центрального федеральных округов (325,9 тыс. и 161,8 тыс. заявлений соответственно). Меньше всего заявлений (28,8 тыс.) подали жители Северо-Западного округа.

Запуская программу, ПФР рассчитывал привлечь в нее граждан, активно распоряжающихся своими пенсионными накоплениями. Председатель правления ПФР Антон Дроздов заявлял, что к программе софинансирования будут в первую очередь присоединяться граждане, уже участвующие в различных программах негосударственного пенсионного обеспечения, то есть около 1,5 млн человек. Эта цифры и взята как примерный годовой план.

Эксперты полагают, что наиболее социально активная часть населения уже сделала свой выбор, поэтому число желающих участвовать в софинансировании снизится. Также эффективность программы вызывает сомнение из-за девальвации и инфляции. Кроме того, доподлинно неизвестно, кто из будущих пенсионеров действительно добровольно согласился участвовать в софинансировании, а кого из граждан фактически вынудили на этот шаг.

В декабре 2008 года КМ.RU писал, что ПФР пытался увеличить число участников программы за счет своих сотрудников. Так, работники управлений фонда по Южному и Юго-западному административным округам Москвы, сообщили в СМИ, что «всех сотрудников под угрозой отмены годовых премий обязали написать заявления на участие в программе. Более того, те, кто работает в Москве, должны уговорить написать такие же заявления еще пятерых человек – родственников или знакомых. Региональщикам надо привести в программу 10 человек».

Учитывая, что зарплаты рядовых сотрудников в ПФР не слишком большие – около 14–15 тысяч рублей, а размер квартальной премии – составляет 7–10 тысяч рублей, то «шантаж», видимо, оказался действенным. Мало того, обратившиеся в СМИ работники рассказали, что им вообще известен факт прямого подлога – те, кто не смогли привести с собой в программу пятерых реальных людей, брали данные из общей базы данных и вписывали ФИО незнакомых людей в заявления.

Таким образом, ПФР особо гордиться нечем. Отчетность может и выглядит оптимистично, но, вероятно, внутренние и административные резервы исчерпаны.

Новая программа еще на моменте ее обсуждения вызывала много вопросов. Прежде всего, смущает сумма потенциальной прибавки. Если поделить накопленную работающим гражданином сумму за 10 лет (по 12 тысяч с каждой стороны ежегодно, итого 240 тыс.) на срок дожития (19 лет), то получается, что ежемесячная прибавка к пенсии составит всего 1052 рубля. Пенсионеры, которым государство добавляет 4000 на 1000 рублей, могут накопить прибавку к пенсии в размере 5500 рублей. Но цена участия в программе слишком велика для них – отказ от назначения на этот срок трудовой пенсии. Получается, чтобы получить прибавку через 10 лет, надо все это время жить без пенсии. Если учесть, что сейчас средняя пенсия в России составляет порядка 3500 рублей, то за 10 лет трудящийся пенсионер потеряет кровных 420 тыс. рублей, чтобы получить от государства гипотетические 480 тыс.

Кроме того, гарантированная государством 100-процентная доходность – это, скорее, пропагандистская приманка. Сегодня даже трудно представить, что можно будет купить на 1052 рубля через 10 лет.

Поэтому социологи полагают, что большинство из тех, кто решился сегодня копить на пенсию вместе с государством – это люди 40–50 лет, с заработком не менее 20–30 тысяч рублей в месяц. То есть граждане, которым не так много осталось до выхода на пенсию и их доход позволяет им ежемесячно перечислять в ПФР по тысяче рублей.

Теперь в ПФР, вероятно, придется сделать еще и поправку на кризис. Во время массовых увольнения и сокращения зарплат гражданам не до будущего, им надо сегодня думать о хлебе насущном.

Напомним, что программа софинансирования – исключительно добровольная. Если кого-то из работающих граждан, под разными предлогами, пытаются принудить к участию в программе, то можно жаловаться либо в Роструд (Федеральную службы по труду и занятости), либо в отраслевой профсоюз.

Н.Сергеева