Металлурги не отказываются от дивидендов даже во время кризиса
На модерации
Отложенный
Мордашов, Зюзин и Рашников – крупнейшие акционеры металлургических компаний не отказываются от дивидендов даже во время кризиса. Они предпочитают сокращать затраты на персонал и брать кредиты под высокие проценты, но не рисковать собственными доходами.
В конце 2008 года наблюдательный совет ВЭБа одобрил заявку «Мечела» на кредит в $1,5 млрд. Аналитик «Юникредит Атона» Марат Габитов говорит, что ВЭБ может пересмотреть минимальную ставку, она будет повышена с Libor + 5% до Libor + 8%. Возьмет ли компания подорожавшую госпомощь? Источник, знакомый с ситуацией, сообщил: решение до сих пор не принято. В марте «Мечелу» предстоит выплатить $1,5 млрд по бридж-кредиту, привлеченному в марте 2008 года под покупку британской Oriel Resources. Условия были более выгодные: ставка LIBOR+2,6% в первые полгода, и LIBOR+2,9% за последующие 6 месяцев.
Госденьги в долг
«Мечел» - не единственная металлургическая компания, которой предстоит погашение долгов в начале года. В условиях проблем с ликвидностью производители стали в октябре-ноябре 2008 года одними из первых встали в очередь за кредитами ВЭБа. Общая сумма, которую металлурги запросили у него, превышает $4,8 млрд. Пока банк не принял решения по запросу «Северстали» на $325 млн и НЛМК на $1,15 млрд, но одобрил заявки «Евраза» на $1,8 млрд и недавно «Мечела». Зарубежных кредитов нет только у «Магнитки», но и она получила кредиты в ВТБ и в Сбербанке на общую сумму почти в $255 млн для финансирования операционной деятельности и инвестпрограмму. Другие металлурги тоже пытаются проторить тропинки, например, «Евраз» обращался в ВТБ за кредитом в $360 млн. Оценочно, размер заемного госфинансирования, запрошенного только черными металлургами, равен $7-8 млрд.
Недостаток средств сталелитейщики действительно ощутили одними из первых, когда еще в сентябре стал снижаться спрос на их продукцию. В октябре представители компаний на конференции инвесторов UBS продекларировали принцип ведения бизнеса в новых рыночных условиях – тотальное сокращение издержек. Оно свелось к увольнению части персонала, сокращению рабочей недели, остановке некоторых плавильных печей и свертываю инвестпрограмм.
Разные интересы
Но один из самых эффективных способов сохранения ликвидности, корректировку дивидендной политики, металлурги задействовать не спешат. Конечно, выплаты акционерам не имеет отношения к издержкам, так как не связаны с себестоимостью продукции, а производятся из чистой прибыли. Но почему бы в кризисной ситуации не попробовать договориться с собственниками? «Интересы компании и ее акционеров - не одно и то же. У контролирующих акционеров есть желание получить деньги для других целей сейчас, а не ждать несколько лет, когда ситуация нормализуется», - разумно указывает аналитик «Ренессанс Капитала» Андрей Марков. Утверждение верно для западных компаний, у которых акционерный капитал распылен между сотнями и тысячами собственниками.
Но никак не для отечественных металлургов, где контроль принадлежит действующим топ-менеджерам. Гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов контролирует 82,37% акций компании, гендиректору «Мечела» Игорю Зюзину принадлежит 73,0% группы, а председателю совета директоров ММК Виктору Рашникову – 85,6% комбината.
Тем не менее, отечественные компании поступают в лучших западных традициях. Так, совет директоров «Северстали» на внеочередном общем собрании акционеров 26 декабря рекомендовал дивиденды в размере 7,17 рублей на одну обыкновенную акцию. Конечно, не 18,35 рублей, как по итогам 6 месяцев 2008 года. Но и без того получается немаленькая общая сумма - порядка 7 млрд рублей, или $230 млн. Немногим меньше, чем запрошенные в ВЭБе $325 млн на рефинансирование евробондов, размещенных в феврале 2004 года. «У «Северстали» все комфортно с долгом и деньгами, кроме того, компания отложила затратный buy-back. Но тут логика простая: если деньги дают, почему бы не взять? Запросы компании довольно скромные, она не просит миллиарды, как другие», - говорит Марат Габитов.
Все меткомпании, кроме «Мечела», который начисляет дивиденды по итогам года, предусмотрели выплаты акционерам за 6 месяцев. Хотя решения и принимались в августе-сентябре, когда кризис уже давал о себе знать. «Тогда еще никто не думал, что рыночная ситуация окажется настолько плохой, - говорит Андрей Марков. – Но, безусловно, уполномоченные органы управления компании могут отменить или изменить величину объявленных дивидендов, как это и было сделано «Распадской», сократившей дивидендные выплаты по итогам 9 месяцев 2008 года до 1,5 рубля с первоначально рекомендованных 6 рублей на акцию».
Логика владельца
Пересматривать дивидендные выплаты принялся крупнейший должник Evraz Group (краткосрочные обязательства на $4,14 млрд) и, соответственно, крупнейший проситель (заявки в ВЭБ и ВТБ на $2,36 млрд). Вместо $8,25 на акцию (всего $1,01 млрд) по итогам 1 полугодия 2008 года акционерам предлагают $6 на акцию до 18 декабря 2008, а оставшиеся $2,25 можно получить либо деньгами, либо новыми акциями.
«Стоимость заемных средств высока, но возросла и стоимость акционерного финансирования: риски собственника всегда выше, чем у кредитора, - говорит аналитик «Велес Капитала» Станислав Фоменко. - Такова логика акционера, который вытаскивают из компании деньги в виде дивидендов, и пытается компенсировать недостачу за счет заемных средств». Совладелец понимает, что через некоторое время ситуация нормализуется, и компания сможет взять новый кредит под более низкий процент, погасить существующий и выплачивать проценты по меньшей ставке. Собственные же средства акционера останутся нетронутыми либо будут направлены в другие проекты.
Ольга Шевель
Комментарии