Имеют ли право на жизнь памятники неоднозначным фигурам прошлого?

На модерации Отложенный

В истории с переносом памятника 26 бакинским комиссарам, как мне думается, есть самый важный вопрос, на который нужно ответить: а что, собственно, этот памятник символизирует сейчас, в 2009 году?

Ответить будет сложно.
Он символизирует, наверное, то, что когда-то была революция и эти 26 бакинских комиссаров были героями, которые за эту революцию полегли.

Но не дай Бог начать в этой истории копаться.
Тут же выяснится, что среди похороненных были не только революционеры, но и их охранники. Потом выясняется, что часть усопших была настоящими живодерами, виновными в массовых репрессиях мирного населения.
А потом вообще узнаешь, что герои позорно бежали из Баку, бросив ими же созданное большевистское правительство.

Я намеренно не уточняю фамилии комиссаров и кому что инкриминируется фактами истории, потому что не хочу оскорблять их подозрениями.
Более того, я готов выслушать длинную лекцию историков, что все факты против комиссаров – это ложь. И я с ними тоже соглашусь.

Но это только подтвердит для меня очевидное: памятник людям или явлению, вокруг которого существует кровавый непроясненный след, в центре города стоять не может.
Там, к примеру, не может гореть вечный огонь, туда дети не должны носить цветы, потому что история не поставила окончательную точку в вопросе – этот огонь и цветы героям или убийцам.



Можно сказать – это для кого как, история дама неоднозначная.
И тут соглашусь, потому что это еще одно подтверждение моей мысли: в центре города не может стоять памятник разобщению.

Вот почему памятник комиссарам должен переехать на мемориальное кладбище, где к нему будут приходить те, кто видит в них святых, но не видит на памятных камнях капли крови их жертв.
Например, коммунисты. Но именно им, профессиональным плакальщикам по всяческим тиранам, я хочу напомнить слова их фаворита Сталина, которые он, по воспоминаниям Шепилова сказал о комиссарах: «Бакинские комиссары не заслуживают положительного отзыва. Их не нужно афишировать. Они бросили власть, сдали её врагу без боя. Сели на пароход и уехали. Мы их щадим. Мы их не критикуем. Почему? Они приняли мученическую смерть... И мы щадим их память. Но они заслуживают суровой оценки… И когда пишется история, нужно говорить правду. Одно дело чтить память. Мы это делаем. Другое дело правдивая оценка исторического факта…».

И я предлагаю прислушаться к этим словам, которые один кровавый маньяк дал другим.
Они знали друг другу реальную цену.

Матвей Ганапольский