В прокат вышел фильм \"На море\" о том, как не попасть на море

На модерации Отложенный Комедия «На море», рассказывающая об особенностях отдыха наших соотечественников за границей, — фильм вполне праздничный (герои едут в теплые края отмечать Новый год). Он вышел в прокат в последние дни каникул, очевидно, чтобы не соревноваться с заведомо проигрышным для себя результатом с прокатными хитами вроде «Стиляг» и ленты «Любовь-морковь-2». Режиссер фильма Ярослав Чеважевский — автор очень обнадежившей в свое время «Куки». И между прочим, его новый фильм был анонсирован ни больше ни меньше как «комедия в духе Бунюэля». 

Кинопродюсер (Чеважевский) привозит на Тенерифе свою жену (Алена Бабенко) и детей, а также своего партнера и подругу жены (Инга Оболдина) с ее мужем (Юрий Колокольников) и ребенком, еще одну подругу семьи — пушкинистку, только что разведшуюся с олигархом (как и при каких обстоятельствах состоялся подобный брак — это вообще могло бы стать темой отдельного сюжета), и ее ребенка, а кроме того, холостого автора комиксов (Павел Деревянко), которого сам продюсер планирует заставить написать киносценарий, а его женщины — захомутать для разведенки-пушкинистки. Автор комиксов ничего такого не хочет, а хочет только «накатить», с чем постоянно пристает ко всем своим спутникам (исключая детей). И они-таки «накатывают», причем постоянно и обильно, попутно разрушая вокруг себя хрупкий рай Тенерифе и поражая своим умением расслабиться отдыхающих по соседству скромных упорядоченных немцев. Единственное, что у них не получается за десять дней отдыха — это попасть на пляж. Хотя нет, не единственное — работа над сценарием, разумеется, тоже отложена до Москвы. 

Сценарий действительно смешной, актерские работы, безусловно, удались (в том числе и актерская работа самого Ярослава Чеважевского). Непонятна только идея. Можно, конечно, сравнивать «На море» с «Особенностями...» Александра Рогожкина. И все же россияне на иностранных курортах — тема отдельная и даже болезненная.
Многие российские отдыхающие любят попросить агента подобрать тур, чтобы было «поменьше русских», но на курорте непременно находят соотечественников и ударяются в бесчинства. Да, сюжетные ситуации напоминают популярные анекдоты или реальные истории, которые кто-то где-то слышал, видел или даже принимал участие. Но потому и напоминают, что это действительно происходит. То есть в плане исторической правды почти все в порядке. 

Почти, потому что главная иллюзия — будто мы такие одни. Может, американцы и англичане и ведут себя сравнительно тихо (первые всего лишь нелегально проносят в столовые отелей дешевую выпивку из супермаркетов, а вторые ухитряются обгорать до мяса, шумно страдая затем в курортных клиниках). Но вот немцы, которые по сюжету жестоко завидуют отпускной свободе русского человека, в реальности способны составить нам достойную конкуренцию. Если уж чьи дети и бесчинствуют на мировых курортах, так это, конечно же, немецкие дети, которым их либеральные родители запрещать что-то считают дурным тоном. 

Но дело даже не в этом. Если уж вспоминать о Бунюэле, то автор «Скромного обаяния буржуазии» (этот фильм о компании сливок общества, которые все время хотят вместе поесть, но им постоянно что-то мешает, видимо, и вдохновил авторов «На море») снимал сатиру о людях, заполняющих мир своей гламурной поступью. «На море» — это не сатира. Если режиссер и хотел сатиры, то ему она не удалась. Это даже не юмор, это — удаль. Хотя, если серьезно, то все эти курортные приключения вызывают не смех, а стыд. С другой стороны, скакнули же в январе в книжных магазинах продажи романа братьев Стругацких «Обитаемый остров». Может, проснется массовый интерес и к Бунюэлю, который с его великолепным издевательством над бессмысленностью смотрелся бы в нынешней России даже актуальнее, чем анекдоты о русских на море. 

Алла Иванова