Кризис заставляет боссов КХЛ все чаще нарушать собственные правила

На модерации Отложенный

Когда Континентальная хоккейная лига только делала свои первые шаги, её учредители много говорили о том, что это будет первый спортивный проект на постсоветском пространстве, в котором приоритет будет дан букве закона, а не соображениям ситуационной целесообразности. При этом чиновники КХЛ не скрывали, что за основу большинства положений нового проекта будут взяты исходные документы Национальной хоккейной лиги. Ну и впрямь, чего огород городить, когда законы НХЛ буквально выстраданы почти столетней историей? Однако, как оказалось, в современных российских условиях не все заокеанские схемы так уж хороши. А истинной «проверкой на вшивость» для участников первого чемпионата КХЛ может оказаться мировой финансовый кризис, который заставляет пересматривать едва ли не все без исключения бизнес-планы.

При этом спортивная часть международного проекта, к которому на первых порах примкнули клубы из Белоруссии, Казахстана и Латвии, больших нареканий не вызывала. Некоторые тренеры и хоккеисты клубов посетовали было на непривычно плотное расписание встреч, но те их них, что были заиграны в НХЛ, подтвердили, что такой режим традиционен для заокеанского хоккея. Отметим, что околохоккейная публика встретила появление КХЛ и вовсе на ура: любимое зрелище гораздо чаще стало мелькать на телеэкранах, а участие в турнире минского и рижского «Динамо», а также клуба «Барыс» из Казахстана придало турниру давно утраченный, но по-хорошему ностальгический статус «чемпионата бывшего СССР». Но сразу после старта первенства, которое, надо признать, открывалось в начале осени второпях, чиновники лиги начали приводить в порядок все организационные и финансовые документы. Тут-то впервые и заговорили о сложностях экономического характера. И речь шла не о финансовых проблемах того или иного клуба, а о наличии «левых» денежных потоков в нашем хоккее.  

Президент Континентальной хоккейной лиги Александр Медведев уже в начале ноября (то есть буквально через два месяца после старта) заявил, что в лиге зафиксированы случаи выплаты «серых» зарплат. По его словам, привлечённая организаторами аудиторская фирма обнаружила в ряде команд нарушения: «И, к сожалению, речь идёт не о превышении потолка зарплат, а об использовании «серых» схем их выплат». Как отметил глава КХЛ, «команда, которая совершила наибольшие нарушения, будет объявлена и ей будет дано короткое время, чтобы привести все свои финансовые дела в соответствие с регламентом. Если этого не произойдёт, к нарушителям будут приняты другие меры». Распространяться дальше насчёт возможных мер Медведев не стал. По словам Медведева, клуб-нарушитель будет объявлен «до декабрьского перерыва в чемпионате КХЛ, до Кубка Первого канала». Однако накануне завершившегося вчера московского этапа Евротура ни одна из команд лиги к ответственности привлечена не была.  

Возможно, от решительных действий чиновников КХЛ удержали события, связанные с развитием на территории России и близлежащих стран экономического кризиса. Так, по некоторым сведениям, серьёзные финансовые сложности испытывают в лиге подмосковные «Химик» и ХК МВД, магнитогорский и новокузнецкий «Металлурги», «Северсталь», «Лада», минское «Динамо». И стоит ли опускаться до мелочных «разборок» по поводу незаконных выплат игрокам, когда речь идёт о банальном выживании хоккейных клубов?   Но в том-то и дело, что если строго следовать букве закона, на чём всегда настаивали устроители открытого чемпионата России, то наказание должно найти нарушителя независимо от изменения условий совместного существования участников проекта.  

Впрочем, есть ещё одно предположение: про так называемый потолок зарплат в российских условиях и раньше говорили, что руководители команд не будут его соблюдать. Судя по всему, он и не соблюдается. Причём повсеместно... 

Об этом косвенно можно судить и по развитию так называемого дела Зиновьева. Напомним, что хоккеист казанского «Ак Барса» и сборной России Сергей Зиновьев некоторое время назад обратился к руководству КХЛ с письмом, в котором просил признать контракт с командой недействительным, поскольку в последнее время перестал попадать в основной состав и, таким образом, утратил игровые кондиции. О том, что «Ак Барс» каким-то образом нарушает свои финансовые обязательства перед хоккеистом, в письме игрока не было ни слова.

Тем не менее лига приняла беспрецедентное решение предоставить Зиновьеву статус неограниченно свободного агента и разрешила ему в одностороннем порядке разорвать действующий контракт. Делая акцент на слове «беспрецедентное», стоит подчеркнуть, что поступок наших хоккейных чиновников не имеет аналогов не только в короткой истории КХЛ. Призванная быть образцом для подражания, Национальная хоккейная лига никогда таким бесцеремонным образом не нарушала прав клуба.  

Конечно, можно сказать, что положения контракта спортсмена за океаном прописаны до мелочей, так что необходимости в подобных решениях просто не возникает (в скобках добавим, что обращение игрока напрямую в лигу в Северной Америке попросту невозможно – для этого есть агент хоккеиста, юристы клуба и профсоюз).

Но что мешало и нашим командам расписать все возможные «подводные камни» контракта, чтобы ни у игрока, ни у команды не возникло даже желания нарушить положения этого основополагающего документа? И кто теперь может быть уверен, что и соглашения других игроков «Ак Барса», да и лиги в целом, не несут в себе «бомбы замедленного действия» и что новые Зиновьевы не захотят со временем воспользоваться созданным прецедентом?  

Казанский клуб, кстати, долго не соглашался с решением руководства КХЛ и лишь после нескольких конфиденциальных встреч на самом высоком уровне принял его как данность (Сергей Зиновьев, кстати, уже заключил новое соглашение с московским «Динамо» и теперь будет заигран за два ведущих клуба страны). Быть может, на позицию «Ак Барса» повлияло и то, что после разбирательства клуб был оштрафован за некие нарушения финансово-хозяйственной дисциплины. Кроме казанцев под наказание угодили «Салават Юлаев» и «Лада». Но, как дополнительно сообщил вице-президент КХЛ Владимир Шалаев, «в этих клубах «серые» схемы выплат зарплат установлены не были». Но за что же тогда наказали три клуба?  

Впрочем, на фоне всё более обостряющейся финансовой ситуации в отечественном хоккее руководители Континентальной лиги готовы пойти на новые меры, которые ни в коей мере не укладываются в стратегические планы во всём копировать НХЛ. Речь – об уменьшении «потолка зарплат» в клубах, с тем чтобы начать экономить на самой большой статье клубных расходов. В ситуации, когда кризис становится для большинства россиян всё более явным, сами игроки вполне готовы на такое сокращение.  

Так, ведущий форвард ярославского «Локомотива» и сборной России Алексей Яшин в разговоре с одним из журналистов «Нашей Версии» отметил: «Ситуация очень нелёгкая, и не только в России. Есть масса людей, попавших под сокращение. В этой ситуации, если решение о сокращении «потолка зарплат» будет принято, то я подчинюсь. Но хочу подчеркнуть, что оно должно соответствовать законам страны. И за хоккеистов должен сказать своё слово профсоюз, который работает с лигой».  

В нашем спорте разговор о профсоюзе – дело совершенно новое и необычное. Но надо отдать должное руководству КХЛ – в смысле соблюдения прав хоккеистов на организационном этапе оно постаралось соблюсти все соответствующие юридические нормы. И в начале сезона почти все хоккеисты стали членами соответствующей организации, которую возглавил Андрей Коваленко. А главным итогом этого стало появление традиционного для профессиональных лиг Северной Америки документа – коллективного соглашения, действие которого рассчитано до 30 апреля будущего года. В нём, в частности, прописаны многочисленные условия соблюдения прав игроков и обязательства работодателей в лице владельцев и руководителей клубов.  

Так вот, снижение потолка зарплат коллективным договором не предусмотрено. И Коваленко готов в этом вопросе идти на принцип. Глава профсоюза говорит, что большинство хоккеистов крайне отрицательно относятся к этой идее руководства КХЛ. «Пока в лиге довольно строго соблюдаются контрактные обязательства, – говорит Андрей Коваленко. – Но для игроков зарплата в клубе – единственный источник дохода, многие под эти деньги берут кредиты, вкладываются в долгосрочные отношения со строителями. И как им быть, если зарплату вдруг урежут?» А некоторые игроки «Химика» в неофициальном разговоре с корреспондентами «Нашей Версии» говорили о том, что им сокращать денежные выплаты просто некуда, мы, дескать, и так играем почти за идею.  

В результате совет игроков на минувшей неделе принял решение не идти на сокращение зарплатных ведомостей. При этом Коваленко настаивает, что клубы и руководство КХЛ в вопросе снижения контрактов с игроками пошли по самому простому пути. Игроки предлагают лиге подумать о сокращении других дорогостоящих расходных статей. В частности, Коваленко утверждает, что в большинстве клубов до сих пор существует практика дорогостоящих заграничных сборов. Как крайнюю меру глава профсоюза рассматривает возможность отказа российских команд от участия в международных турнирах, включая Лигу чемпионов и Евротур.  

Позиция профсоюза понятна и, надо сказать, во многом соответствует зарубежной практике. Другое дело, что в условиях российской действительности, когда большая часть команд существует на бюджетные и спонсорские средства, лига может оказаться перед фатальной необходимостью нарушать всё новые и новые собственные законы просто для того, чтобы банально выжить... 

Виктор Хрущёв, Дмитрий Ледашин