Россия - лидер среди стран, занимающихся промышленным шпионажем
На модерации
Отложенный
Россия вышла в лидеры в мировом рейтинге стран, занимающихся промышленным шпионажем. Пока что мы делим пальму первенства с китайцами. Они берут числом, Россия – опытом.
Совсем недавно немецкую публику потрясла история некоего баварского инженера Вернера Г. Он был сотрудником крупнейшего в мире концерна-производителя гражданских вертолетов Eurocopter. Эта фирма – «дочка» авиакосмического гиганта EADS.
Через приятеля Вернер познакомился с замечательным русским парнем по имени Владимир. Произошло это в тот момент, когда немецкий инженер с группой коллег находился в Москве, и новый знакомый поспешил продемонстрировать баварцу всю ширину русской гостеприимной души: дача, водка, икра – всего было в изобилии. В «ассортименте», конечно же, были представлены и русские красавицы, с радостью делившие постель с заскучавшим вдали от семьи немцем.
Впрочем, и семью новый друг не забыл: «бабе – цветы, детям – мороженое» – это лишь неполный перечень сувениров, которыми осыпал русский Владимир супругу и отпрысков своего баварского друга.
Вернер Г. превратился в искреннего поклонника всего русского и, конечно, не отказал новому другу в сущей безделице: поделился с любознательным парнем несколькими чертежами нового грузового вертолета. Тягу к знаниям Владимир проявлял не за «спасибо», а за вполне приличную сумму – 13 тыс. евро. И все же, когда «московский гость» вновь постучал в его дверь и предложил уже за гораздо большую сумму добыть техническую документацию другого вертолета, а именно боевого «Тигра» новой модели, Вернер Г. запаниковал.
Впрочем, ни к какому решению он прийти так и не успел: едва ли не сразу после разговора с Владимиром Вернер удостоился еще одного визита. На этот раз к нему пришли сотрудники баварской Генпрокуратуры. Тюремного заключения по обвинению в «агентской деятельности в пользу иностранных секретных служб» он избежал лишь потому, что «раскололся» вдоль и поперек, сдав следователям и Владимира, и своего приятеля, познакомившего его с русским другом, и всех, кто был или мог быть причастен к этому шпионскому детективу. Теперь Вернер Г. – свободный, безработный и очень испуганный человек.
История эта, конечно же, вполне в состоянии позабавить охочую до триллеров немецкую публику, однако выводы Федерального ведомства защиты Конституции ФРГ (так в Германии называется гражданская контрразведка) гораздо более сухи и однозначны: Россия является главным игроком на поле промышленного шпионажа в Европе.
Вы скажете, промышленный шпионаж «из рук в руки» – анахронизм в наш век троянских вирусов и телефонных «прослушек»? Напротив! Абсолютное большинство экспертов по-прежнему убеждено, что именно такие методы добычи секретной информации являются наиболее эффективными. «Те, кто полагают, что конкурента можно «вычислить» исключительно технологическими методами, глубоко ошибаются», – заявляет один из ведущих немецких специалистов в области защиты от промышленного шпионажа, руководитель мюнхенской фирмы безопасности Prevent Торстен Меллес. Он уверен: три четверти всего объема украденных секретных сведений добываются именно путем «разработки» сотрудников соответствующих компаний.
На этом поприще особо умелыми считаются бывшие агенты советских спецслужб. «Многие их них профессионально специализируются на анализе потенциальных агентов, на распознавании их зависимостей, на внедрении вредных привычек и «привязке» к ним, – утверждает Торстен Меллес, – они играют на человеческих слабостях, выискивают тех, кто готов «оступиться». «Международная конкуренция, темп работы, ориентированность на успех – все это катастрофически снижает порог восприимчивости менеджеров фирм, имеющих прямой доступ к секретной информации», – предупреждает он.
Сотрудники спецслужб стран Западной Европы утверждают, что 80% технического «ноу-хау» вполне можно добыть и без всех этих ухищрений. Достаточно лишь регулярно и внимательно прочитывать открытые источники информации. «Из оставшихся 20%, которые являются внутренними сведениями фирмы, лишь 5% представляют собой реальное ноу-хау, которое обеспечивает компании преимущество над конкурентами», – считает эксперт Федерального агентства по защите Конституции ФРГ Герберт Куррек.
Чтобы добраться до этой информации, шпионы и делают ставку на «человеческий фактор», причем до сих пор эти расчеты, как правило, оправдывались. Так, недавно ведущий сотрудник некоей компании по производству бытовой химии из окрестностей Гамбурга насмерть влюбился в красавицу-китаянку и подарил ей секретную рецептуру нескольких лаков и красок своей фирмы. Увы, его роман на этом и закончился: красотка из Поднебесной упорхнула кружить головы другим высокопоставленным работникам, а работодатель влюбленного менеджера оказался на грани банкротства. Бывают и более простые случаи: всем известна история о некоем практиканте, пытавшемся продать всего лишь за 500 евро техническую документацию на IPod примерно за месяц до выхода этой модели на рынок.
Причем сделать это он хотел просто-напросто через знаменитый интернет-аукцион Ebay.
Только за прошедший 2008 год немецкая экономика, по подсчетам специалистов, потеряла в результате промышленного шпионажа около 8 млрд евро. «Угроза безопасности фирм и концернов увеличивается с каждым днем», – предупреждает руководитель отдела безопасности знаменитого автостроительного гиганта Daimler AG Томас Менк. Бывший враг из-за «железного занавеса» сидит сегодня напротив – за столом переговоров. Или неподалеку – в совместном предприятии. А порой и вовсе рядом – в качестве владельца пакета акций родной компании. Так что экс-контрразведчик Менк всерьез предупреждает не только руководство своего концерна, но и всех немецких и европейских топ-менеджеров: не стоит экономить на безопасности, не стоит, ссылаясь на финансовый кризис, сокращать расходы на соответствующие отделы в своих фирмах. «Экономическая война – это новое состояние рыночной конкуренции, – заявляет он, – она отличается повышенной жесткостью и отсутствием каких-либо правил».
Если говорить о количестве промышленных шпионов, то в данной «дисциплине» абсолютным лидером является КНР. По оценкам независимых экспертов, на достижение честолюбивой цели «догнать и перегнать Америку» уже к 2020 году Китай бросил почти целый миллион агентов по всему миру. И снова, по мнению немецких служб безопасности, именно европейский континент стал главной целью китайских спецслужб.
В затылок Китаю дышит Россия – количество ее шпионов оценивается на Западе в несколько сот тысяч человек. Герберт Куррек напоминает: «Совсем недавно Владимир Путин призвал сотрудников российских разведслужб «активнее поддерживать интересы российских предприятий за рубежом». Что именно означает этот призыв из уст бывшего руководителя ФСБ, можно лишь догадываться. Усиление шпионажа ради достижения благосостояния и захвата ведущих позиций на мировом рынке? По мнению немецких контрразведчиков, бывшие «асы холодной войны» переориентировались сегодня на добычу высоких технологий.
Автостроение, химия, коммуникационная техника, станки с компьютерным управлением, рентгеновские технологии, энергетические установки, оптоэлектроника – разработки именно в этих областях являются на сегодняшний день самыми желанными «находками для шпиона».
Хоть «нано-», хоть «гига-» – любые современные технологии становятся объектом устремлений шпионов, «вернувшихся с холода». И если российские спецслужбы по-прежнему делают ставку на профессионализм и методы, проверенные десятилетиями, то Китай предпочитает «брать» количеством. Зачем вкладывать бешеные деньги в воспитание и подготовку одного суперагента, если за половину этой суммы можно нанять несколько сот «агентов на полставки»? В настоящий момент, к примеру, в Германии, по данным Федерального статистического ведомства, проживают 78096 граждан Китайской Народной Республики. Из них 21117 – студенты. Немецкая контрразведка убеждена в том, что 90% из них выполняют те или иные шпионские функции и, как могут, снабжают Родину немецкой «интеллектуальной собственностью».
Они крадут компьютеры из выставочных павильонов, благо машины становятся все меньше, «скачивают» технические решения из локальных сетей своих «альма матер» и фирм, в которых проходят практику, рассыпают «жучки» в офисах и производственных цехах. Они копируют дизайнерские разработки и фотографируют даже порядок расположения промышленных агрегатов. «Когда к нам приезжают китайские делегации, мне страшно хочется отобрать у них на входе все мобильные телефоны с фотоаппаратами», – признается мастер одного из сборочных цехов штутгартского завода компании Porsche. Конечно, процент полезной информации от всей этой лихорадочной муравьиной деятельности куда ниже, чем от грамотной, профессиональной работы российских «спецов», считают немецкие контрразведчики, однако в итоге ущерб получается примерно равный.
«Нам придется еще многому научиться в области противостояния промышленному шпионажу», – признается бывший заместитель уполномоченного французского правительства по деятельности спецслужб, Ален Жулье. Его прогноз, совпадающий с мнением многих европейских специалистов, весьма неутешителен: «Старые правила рыночной конкуренции уже почти перестали действовать. В ближайшие 50 лет промышленный шпионаж полностью заменит традиционный маркетинг, и предприятия будут обеспечивать преимущество над конкурентами исключительно шпионскими методами».
Быть может, стоит подсуетиться и перепрофилировать многочисленные факультеты маркетинга в ВУЗах, раз уж появилась более перспективная наука?
Борис Альтнер
Комментарии