Духовной жизнью могут жить только бедные?

На модерации Отложенный

Писать про финансовый кризис уже становится не модным. Но ветви дискуссий делаются все более и более актуальными. Я активно включилась в ветвь под названием "кто виноват" и резко притормозила, когда услышала, что - гламур. Морализаторов и без меня в нашей стране всегда хватало. Более или менее адекватные в зависимости от их личных интересов могли бы прочитать пространную лекцию о том, что гламур был всегда. Даже в Месопотамии. Гламур как маркер - подчеркивает одних для отделения от других. Одни, будучи фараонами Хуфу, 25 лет возводят себе пирамиду, другие в составе 100 тысяч ее строят те же 25 лет. Не уверена, что эти 100 тысяч человек предполагали тратить свою жизнь на одно из семи чудес света.

В каждом веке огромное количество таких примеров.

Любое историческое обострение между верхами и низами можно приравнять к конфликту Каина и Авеля. Разница между этими двумя парнями была в том, что Бог не принял жертву одного и принял жертву другого. Почему не принял - другой вопрос. Есть версия, что зерна Каина были неспелые. То есть не лучшие. То есть жертва была формальной. А Господь в этом не нуждается. Жертва необходима самому человеку, чтобы проявить свою любовь и продемонстрировать Творцу, как он приумножил дарованное ему. Соответственно, приумножать - это наша задача. И приумножение собственного благосостояния никак не отменяет духовного роста.

Я давно хотела прийти на программу к Александру Гордону, чтобы понять, чем руководствуются люди, вступающие в обреченные на провал дебаты. Гордон-то в этом плане застрахован: поскольку однозначных ответов нет ни на какие вопросы, то, как бы он ни был субъективен, он тем не менее всегда прав. (И, кстати, этим он всегда недоволен.)

То, что мы с Павлом Каплевичем, Емелей Захаровым, Ольгой Слуцкер и Ксюшей Собчак оказались в "гламуре", это понятно. Мы защищали Ускова - главного гламурщика страны. Но вот очутившиеся по другую сторону баррикад Максим Шевченко и Саша Скляр могли легко и непринужденно оказаться в нашем "гламуре". Благо дышат с нами одним воздухом и принадлежат к той же прослойке успешных людей. Но вот две "обрамлявшие" их дамы вызвали во мне некое недоверие. Они договорились до того, что средняя зарплата российского гражданина такая маленькая, потому что кто-то покупает тряпки в Третьяковском проезде, а кто-то (в лице Ускова) эти тряпки рекламирует.

То есть благодаря Ускову делает агрессивное потребительство смыслом жизни.

Я думаю, что в реальной жизни и Шевченко, и Скляр от таких дам держатся подальше. Вот такая бессмысленная, популистская риторика: "Вы не знаете, сколько получает рабочий на заводе, и шахтеры страдают от наличия в России Рублевки" - и может привести в очередной раз к 1917 году и последовавшeму за ним государственному террору, который, по всей видимости, так никого ничему и не научил.

Но самое интересное в том, что такие кликуши как раз и популяризируют гламур, вкладывая в него смысл. Не надо искать смысл там, где его нет! Абсолютно очевидный факт: существует магазин "Копеечка" и существует "Глобус Грумэ". И там, и там продаются продукты. Только разные по цене и по качеству. Так давайте мочить всех, кто ест хлеб за 120 рублей, потому что если мы их мочить не будем, они будут продолжать покупать эти продукты и одежду, рекламируемую Усковым. И будут продолжать жить бездуховной жизнью. Получается, духовной жизнью могут жить только бедные, а богатые не могут. Но, как мы знаем из истории, герои 1917 года первым делом занялись грабежом царских палат. Правда, начали с винного погреба. То есть тупо нажрались.

Никто сегодня не вспоминает академика Сахарова, который единственно возможной формой существования для себя называл экспансию. Есть человеческие особи, живущие исключительно таким способом. Они могут рождаться в низах, могут рождаться в верхах. Но, проводя социальную экспансию, они и в том и в другом случае будут двигаться вверх, ведя за собой остальных. Потому что равенства нет. Его нет по определению. По всему нашему биологическому виду. И именно в этой парадигме у одних есть то, чего нет у других. И это не случайно. Но даже если гламур и популяризировал случайных людей, то время расставит все по своим местам. А кризис этот процесс ускорит.

И вместо того чтобы кричать, что гламур спровоцировал мировой финансовый кризис, очень рекомендую эффективней работать на своем месте и каждому отвечать за себя. Потому что индивидуальностям не нужны глашатаи. А материальный достаток дает лишь свободу. В том числе - и свободу выбора, в каком магазине одеваться. Так давайте не будем отнимать эту самую свободу, с таким трудом заработанную в 1993 году.

Тина Канделаки