\"Норникель\" попросил вернуть пенсии

На модерации Отложенный

«Норникель» предложил бывшим руководителям собственного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) добровольно отказаться от пенсий. Письма с таким предложением пришли Ольге Голодец (бывший председатель совета НПФ), Юрию Горлину, Анатолию Харламову (бывшие сотрудники соцдепартамента «Норникеля») и бывшему замдиректора по персоналу Заполярного филиала ГМК и гендиректору НПФ Любови Ельцовой. Об этом сообщило интернет-издание «Газета.Ru».

Если говорить о суммах, то пенсия Ольги Голодец, например, определена в 200 тысяч рублей в месяц, Горлина и Харламова — по 150 тысяч, Ельцовой — 125 тысяч рублей.

В пресс-службе ГМК официально подтвердили, что такие письма были направлены бывшему руководству НПФ. «Да, мы может подтвердить наличие таких писем», — заявил замдиректора департамента общественных связей «Норникеля» Алексей Попонин. Пока ответных писем «Норникель» не получил. В течение какого времени ГМК будет ждать ответа от бывших руководителей своего НПФ и какие дальнейшие действия планирует предпринять, в пресс-службе сказать не смогли. Сам НПФ «Норникель» для комментариев недоступен.

Сложности с руководством и управлением у НПФ «Норникеля» возникли в связи с «разводом» бывших партнеров по бизнесу Михаила Прохорова и Владимира Потанина. Сначала, летом этого года, фонд оказался под управлением ОНЭКСИМа Михаила Прохорова. Тогда же в систему управления НПФ были внесены изменения, по которым руководство фонда и, в частности, тогдашний председатель совета Ольга Голодец, наделялись полномочиями для принятия решений. Однако через несколько месяцев в ГМК решили вернуть под свой контроль пенсионный фонд через суд.

Эксперты, помимо конфликта интересов разных сторон, видят проблему в законодательных недоработках. «Существование негосударственных пенсионных фондов в форме некоммерческих организаций будет и дальше приводить к подобным разбирательствам, — убежден председатель комитета Ассоциации менеджеров России (АМР) по пенсионной реформе, президент НПФ «Сберфонд РЕСО» Андрей Неверов.

— НПФ нужно переводить в нормальные организационные формы — это ведь финансовые структуры. Сейчас же непонятно, кто за НПФ отвечает, и как только фонд приобретает ценность, начинаются подобные проблемы».

«Бывшие руководители НПФ «Норникель» не могли просто так взять и приписать себе пенсию, какую им захочется. Это можно было сделать только распорядительным письмом вкладчика, то есть ГМК. Если, например, Ольга Голодец была уполномоченным представителем ГМК, то на установление себе пенсии у нее были все юридические основания», — считает Андрей Неверов.

Что же касается пенсий в 120–200 тысяч рублей ежемесячно, то ничего удивительно в таких суммах нет, — замечает Андрей Неверов из АМР. «Большинство корпоративных программ ориентированы на вывод определенного коэффициента пенсионных начислений, причем у большинства он стремится к 35-40% от оклада. Условно говоря, если у Ольги Голодец была зарплата около 400 тысяч рублей в месяц, то 250 тысяч — это нормально, — объясняет эксперт. — Интересно, а то, что эти люди получали такую зарплату, никого не беспокоило?». «В конце концов, цель пенсионной реформы — сохранять уровень жизни после выхода на пенсию, это заявлял в свое время и Владимир Путин», — добавляет Неверов.

Напомним, Михаил Прохоров, как бывший генеральный директор «Норникеля», заявлял о желании получать пожизненную пенсию от фонда в 250 тысяч рублей в месяц — эта цифра озвучивалась на совете директоров 1 декабря в ходе обсуждения деятельности НПФ.

Наталья Ищенко