Чем нам запомнится 2008 год?

На модерации Отложенный

Обычно, когда я сажусь составлять какие-нибудь списки, это напрасная трата времени. Но хотя бы один раз в год из этой привычки удается выжать что-то полезное - когда я пишу предрождественскую колонку, выбирая пять 'судьбоносных моментов' последних двенадцати месяцев.

Этот год был весьма урожаен на новости - в большинстве своем, впрочем, невеселые. Первую четверку я набросал буквально за несколько секунд: крушение Lehman Brothers, избрание Барака Обамы (Barack Obama), Олимпиада в Пекине и российско-грузинская война. Пятого 'судьбоносника' выбрать было сложнее, так что я предложил сделать это читателям своего блога.

Предложений поступило великое множество. Чаще всего предлагали теракт в Мумбаи, по несколько читателей проголосовали за провозглашение независимости Косово, провал Лиссабонского договора в Ирландии, шесть месяцев Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) на посту 'президента всея Европы', первый саммит 'Группы Двадцати', ядерную сделку между США и Индией, возобновление вооруженной борьбы в Демократической Республике Конго и продолжающийся развал Сомали и Зимбабве. Кое-кто хотел увидеть на пятом месте какие-нибудь еще события из финансового мира - в год кредитного кризиса предложение, что и говорить, логичное, - например, 'крушение пирамиды Медоффа' или 'потопление Исландии'. Самый необычный вариант - 'падение рейтинга Австралии в быстром однодневном крикете (партия в крикет может продолжаться несколько игровых дней - прим. перев.)' - предложил читатель из Индии.

Поток идей был настолько силен, что под его давлением я решил заодно пересмотреть и первую четверку. Например, множество людей мне говорили, что столкновения между Россией и Грузией - это мелочь, последствия которой видны, но не так чтобы очень. Подумал-подумал я, да и . . . оставил их в списке. Вот, например, избрание Обамы и падение Lehman Brothers - это более значительные события? Это, конечно, зависит от вашего взгляда на историю: одни считают, что ее делают личности, другие - что история есть дело рук 'мощных и надличностных сил'. Поскольку финансовый кризис кого угодно сделает фаталистом, я тоже голосую за мощные и надличностные силы.

Объявление о банкротстве Lehman Brothers 15 сентября стало самым знаменательным моментом кредитного кризиса. Это банкротство стало предвестником событий, которые двенадцать месяцев назад казались вообще немыслимыми - государства в массовом порядке спасают своими деньгами ведущие мировые финансовые учреждения, инвестиционные банки исчезают как класс, General Motors и другие уважаемые компании на грани разорения, учетные ставки срезаны практически до нуля. Как невесело сказал мне недавно один парижский банкир, 'это не очередная нижняя точка кризиса, после которой снова будет подъем. Это развал всей системы. Это падение Берлинской стены'. Может быть, такие слова звучат несколько мелодраматично, но финансовый кризис уже сегодня угрожает экономической и политической стабильности правительств по всему миру.

Станет ли избрание Обамы эпохальным событием?

Он еще не принял присягу, так что, понятно, говорить об этом еще рано. Но избрание чернокожего на пост президента Америки - это само по себе историческое событие, да и предвыборная кампания оказалась чуть ли не самой запоминающейся за всю историю.

События номер три и четыре - Олимпиада и война в Грузии - просто обязаны, и это вполне очевидно, идти в паре. Впечатляющая и несколько подавляющая церемония открытия Олимпийских игр в Пекине и вхождение российских танков в Грузию случились в один и тот же день - 8 августа. Оба эти события, хотя и очень по-разному, обозначили одну и ту же тенденцию: авторитарные державы уверенно бросают вызов либеральным демократиям Запада.

К концу года, впрочем, мысль о неостановимом наступлении 'авторитарного капитализма' казалась уже несколько сомнительной. Китайская экономика испытывает серьезные проблемы - рост замедляется, экспорт падает, в промышленных районах южного Китая уже начались беспорядки. В России огромными темпами падают цифры экономического роста, валютных резервов и цен на активы. Тем не менее, и Олимпиада, и грузинская война свое место в списке вполне заслужили: Игры стали символом тридцатилетней трансформации Китая, и весь мир видит их именно в таком свете. Российское же наступление еще может обернуться для прозападного президента Грузии Михаила Саакашвили концом карьеры. Да и вообще, война обозначила успешное восстановление Россией своей 'зоны влияния' и отодвинула перспективу вступления Грузии или Украины в НАТО или ЕС.

Так что же поставить на пятое место в 2008 году? Несколько читателей написали, что, если бы такой теракт, как в Мумбаи, случился в Лондоне или Нью-Йорке, я без колебаний бы включил его в список. Это так - и если бы такой теракт случился где-нибудь в Могадишо, я бы без колебаний не включил его в список. Несомненно, это признак того, что западные журналисты выше ценят жизни 'своих', нежели 'чужих'. Но есть и более удобоваримое объяснение: у теракта только тогда возникает геополитическое значение, когда он имеет глобальные последствия. Значит, если теракт в Мумбаи спровоцирует войну между Индией и Пакистаном, он действительно станет одним из самых значительных событий года - чего пока, слава Богу, не произошло.

И поэтому на пятое место в своем списке за 2008 год я ставлю взлеты и падения цен на нефть - сначала, в июле, до высшей точки в более чем 147 долларов за баррель, а сейчас до низа в сорок с чем-то долларов. Причем в первой половине года, когда цены неудержимо лезли вверх, все только и говорили, что о нехватке ресурсов и растущем влиянии суверенных фондов и стран-поставщиков энергоносителей. Теперь же, когда цена на нефть рухнула на сотню долларов, правительства нефтяных стран вдруг выглядят не более надежными, чем уолл-стритские банки. Русским и китайцам, как и всему остальному миру, приходится заново учить один из основных уроков марксизма: 'политикой правит экономика'. И в 2009 году это урок всем нам придется заучивать еще старательнее.

Гидеон Рахман